Лаборатория экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ЛЭСИ НИУ ВШЭ) анонсировала итоги исследования, оценивающего вклад Системы Coca-Cola в России в социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2013–2016 годах. Этот отчет открывает цикл социально-экономических исследований, посвященных вкладу иностранных инвесторов в российскую экономику, который до сих пор не подвергался столь комплексной оценке.

В отличие от стандартных отчетов об устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности крупных компаний, это исследование отражает комплексное влияние Системы Coca-Cola в России на развитие российской экономики, сферу защиты окружающей среды и социальное развитие страны. На основе множественных источников данных измеряются прямые и косвенные эффекты деятельности, оценивается принципиальный вклад в развитие российского бизнеса, повышение стандартов работы в индустрии безалкогольных напитков и российской экономики в целом.

Система Coca-Cola в России — один из крупнейших инвесторов в экономику страны. За весь период работы на российском рынке компания инвестировала в экономику страны $5,7 млрд, что составляет 25% от всех вложений отрасли безалкогольных прохладительных напитков.

В отчете НИУ ВШЭ говорится, что деятельность Системы Coca-Colа в России «вносит существенный вклад в создание добавленной стоимости для экономики страны как напрямую, за счет собственного производства, так и косвенно — путем поддержки широкой сети поставщиков и клиентов по всей стране». Каждый рубль, произведенный внутри Системы, создает до шести рублей добавленной стоимости у поставщиков и клиентов, что оказывает существенную поддержку всей экономике в целом. В общей величине ВВП доля произведенной Системой добавленной стоимости с учетом непрямых эффектов составляет 0,3%, что равняется, к примеру, годовому бюджету на здравоохранение в России в 2015 году.

Согласно материалам исследования, компания входит в десятку крупнейших налогоплательщиков страны. При этом сумма отчислений растет год от года: если в 2013 году Coca-Cola заплатила 9,9 млрд рублей налогов, то в 2015 году — уже 11,3 млрд рублей. Аналитики подчеркивают, что каждый рубль, выплаченный Coca-Cola в виде налогов в бюджет, генерирует до трех рублей в виде дополнительных налоговых потоков. К примеру, в 2016 году совокупные налоговые отчисления поставщиков и клиентов Системы Coca-Cola в России превысили 42 млрд рублей, что составило 0,4% всех налогов, уплаченных в бюджет России в 2016 году.

Локальное производство Coca-Cola было запущено в 1992 году в Москве, с тех пор география присутствия компании расширилась до 100 городов по всей стране — от Калининграда до Владивостока, в которых расположены производственные площадки и сбытовые центры. Система Coca-Cola в России стала одним из крупнейших работодателей страны. Сейчас в компании трудятся более 9 600 человек. Кроме того, по данным НИУ ВШЭ, каждое рабочее место Системы Coca-Cola в России создает до семи рабочих мест в смежных отраслях. Только за 2016 год Системой создано и поддержано более 65,8 тысячи косвенных рабочих мест.

Примечательно, что 90% всех прямых закупок, без учета концентрата, в 2016 году было сделано у локальных поставщиков. С 1998 года эта доля выросла в девять раз. При этом в ключевых категориях, таких как алюминиевые банки и стеклянные бутылки, преформы для пластиковых бутылок, сахар и ряд других, закупки у местных производителей составляют 100%. В исследовании НИУ ВШЭ также отмечается существенный вклад компании в развитие российского сельского хозяйства. Особо заметное влияние оказывается на производство сахара и ингредиентов для соков и нектаров. Около 3% всего сахара, производимого в России, закупается компаниями, входящими в Coca-Cola.

Система Coca-Cola в России уделяет большое внимание охране окружающей среды. В приоритете — защита водных ресурсов, энергосбережение, переработка отходов, управление упаковкой и борьба с изменениями климата. В эти направления за последние три года инвестировано 1,1 млрд рублей. Теперь около 85% отходов Системы подлежат переработке, а общее количество производимых отходов удалось снизить на 15% благодаря внедрению новых технологических решений.

Помимо инвестиций в основные фонды, компания также продолжает поддерживать социальные и спортивные проекты: в эти программы было направлено $79 млн.

Наибольший объем инвестиций пришелся на 2006–2009 годы, однако в 2010–2016 годах, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку и период турбулентности, компания также внесла заметный вклад в развитие российской экономики.

«Проведенный анализ показывает, что даже в трудный период экономического кризиса Система Coca-Cola в России увеличивает объем производства, расширяет ассортимент своей продукции, наращивает прямые инвестиции в основные фонды, поддерживает высокооплачиваемые рабочие места, реализует крупные экологические и социальные программы», — отмечает Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ и руководитель лаборатории экономико-социологических исследований университета.

Генеральный директор компании Coca-Cola HBC Россия Стефанос Вафеидис верит в потенциал российской экономики: «Появились первые признаки восстановления, рынок постепенно возвращается к росту. Если говорить о компании Coca-Cola, то мы никогда не переставали верить в потенциал российского рынка и оставались одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику».  

Авторы исследования пришли к выводу, что деятельность Системы Coca-Cola в России вносит заметный вклад в реализацию задач, обозначенных в качестве приоритетных в документе «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года». Среди них — развитие конкуренции на внутренних рынках, способствование росту предпринимательской инициативы и существенное наращивание объема частных инвестиций, а также повышение инвестиционной и деловой привлекательности российской экономики. Опыт Coca-Cola показывает, что крупные международные компании готовы инвестировать в российскую экономику, несмотря на сложную геополитическую ситуацию. Пример такой работы на локальным рынке свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате и значительном потенциале.

Ознакомиться с полной версией исследования можно здесь.

Репортажи с презентации нашего доклада можно посмотреть по ссылкам: РБК, Вести.