Уже несколько лет благотворительный фонд «Старшие Братья и Старшие Сестры» развивает наставничество для детей, оставшихся без попечения родителей или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сейчас программа наставничества работает в Москве, Санкт-Петербурге, Московской (Реутов, Люберцы, Орехово-Зуево) и Тульской областях. А в прошлом году фонда «Старшие Братья и Старшие Сестры» получил грант в рамках открытого конкурса социальной программы «Растим добро» бренда «Добрый». Вместе с директором по связям с общественностью Инной Любимовой мы ответили на девять вопросов, которые помогут вам лучше понять, зачем подростку из детского дома нужен взрослый наставник, и, возможно, присоединиться к программе «Растим добро» в качестве старшего брата или старшей сестры для тинейджера.

Чем важно наставничество для подростков?

Если вкратце, то тьютор помогает подростку социализироваться, готовит его к самостоятельной жизни. Исследования показывают, что наставник поддерживает мотивацию ребенка хорошо учиться, а это в несколько раз повышает шанс того, что подросток поступит в вуз. Кроме того, у подростков, имеющих наставника, снижается вероятность употребления наркотиков на 46% и алкоголя — на 27%. Такие дети вдвое реже бросают школу, на 55% чаще поступают в университеты и профессиональные учебные заведения. Ну и пару цифр об успешности конкретно этой программы. Среди выпускников 89% сейчас учатся или работают, 96% не употребляют алкоголь и 98% никогда не нарушали закон.

А что говорят об этом сами наставники?


Вот что рассказывает Светлана, которая уже два года работает в программе: «Главное достижение заключается в том, что у моего подопечного, Вовы, появились личные цели и желания, связанные с его собственными интересами. В начале нашего знакомства он говорил шаблонами: получить квартиру, выучиться на повара. Сейчас всё изменилось, и он строит планы без моих наводок. Он завоевал серебро на чемпионате России по плаванию, получил второй разряд и стремится стать КМС. После каникул в Крыму, где он всё время проводил с лошадьми, захотел поступить в колледж, где обучают профессиям, связанным с лошадьми. Моя следующая задача: научить его преодолевать серьезные препятствия и не отступаться от намерений из-за возникающих сложностей, доводить начатое до конца».

Как стать волонтером?

При отборе волонтеров в фонде в первую очередь обращают внимание на личные качества желающих. Будущий волонтер-наставник обязательно должен достичь 18-летнего возраста, быть несудимым и жить в том городе или районе, где идет программа. Также наставник должен обладать следующими качествами:

  • желание уделять ребенку внимание и проявлять заботу
  • желание служить примером для подростка
  • желание подружиться и помогать ему в развитии
  • желание поддерживать «младшего»
  • желание строить доверительные отношения с тинейджером, его семьей и друзьями.

Как подбирают наставников для ребят?


Запомните главное: куратор программы подбирает подходящего наставника для каждого ребенка, а не наоборот. Будущие наставники проходят тщательный отбор: интервью с психологом, психологическое тестирование. Они должны предоставить необходимые справки и рекомендации. Кроме этого, каждый потенциальный тьютор должен пройти специальный 16-часовой тренинг. И только после этого его знакомят с подростком.

В каком возрасте охотнее становятся наставниками?

Средний возраст — 25–32 года. Как показывает практика, в этот период человеку хочется «отдавать что-то миру», а именно это стремление — основная мотивация волонтеров. Зачастую это люди, которые уже смогли добиться определенных успехов в карьере. Они активны, деятельны и у них есть желание сделать что-то хорошее.

Чем занимаются наставники с подростками?


Это могут быть совместные прогулки, занятия спортом, походы в кино или на выставки — всё зависит от конкретной пары, от интересов, которые разделяют наставник и его «младший». Помимо свободной программы, существует и работа по достижению поставленных целей. Когда куратор программы формирует пару, он также помогает наставнику определить конкретные задачи для «младшего». Цели могут быть разные — повысить финансовую грамотность или помочь научиться общаться. Они помогают наставнику грамотно планировать время, проведенное с ребенком. Это может быть даже совместный поход за продуктами или другие бытовые дела. Для детей это важнейший опыт, которого они лишены и без которого им сложно будет ориентироваться в повседневной жизни.

Среди наставников больше девушек или парней?

Социальной сфере в целом свойствен гендерный перекос. Программа наставничества не исключение: 88% волонтеров здесь девушки, в то время как основную массу ребят в учреждениях составляют мальчишки. Но радует, что в последнее время тенденция меняется, и всё чаще появляются наставники-мужчины. Причем многие признаются, что если бы узнали о программе раньше, то сразу бы пришли.

Подопечные в будущем могут сами стать наставниками?


В фонде «Старшие Братья и Старшие Сестры» утверждают, что были бы рады такой преемственности. В штате фонда есть сотрудница, которая несколько лет была «младшей» в программе, а теперь отвечает за наполнение групп в соцсетях. Сейчас выпускники фонда периодически участвуют в мероприятиях в качестве волонтеров. Некоторые из них говорят, что им самим было бы интересно стать наставниками, но пока не хватает на это времени.

Я хочу стать наставником. Что мне делать?

Зайдите на наш сайт, там есть раздел «Стать волонтером». Заполняете заявку (на это уйдет буквально 10–15 минут), отправляете и ждете, когда наш специалист свяжется с вами. В это время можете почитать истории пар или воспользоваться формой обратной связи. Если у вас остались вопросы, то наши сотрудники обязательно вам ответят.