Бизнес постепенно привыкает быть социально ответственным: крупные корпорации уже не первый год успешно борются с глобальными вызовами — загрязнением водных ресурсов, изменением климата, нарушениями гражданских прав и свобод. И компания Coca-Cola, крупнейший производитель газированных напитков на планете, находится в авангарде этого движения, которое условно можно назвать зарождением социально ответственного бизнеса. По мнению Мухтара Кента, президента и генерального директора The Coca-Cola Company, этот процесс одинаково выгоден как для самой компании, так и для простых людей.
Coca-Cola занимается благотворительностью уже давно, но именно в последние годы социальная ответственность превратилась в политику, которая изменяет сам подход к тому, как компания ведет свой бизнес. С чем это связано?
— Мы называем это устойчивым развитием бизнеса, и теперь это действительно очень важное направление в работе компании. В приоритете — экологические проблемы (и их решением Coca-Cola занимается уже давно), программы по сбережению воды и проекты, направленные на защиту прав женщин и общегражданских прав. Всё это очень важно и существенно для нашего бизнеса.
К примеру, возьмем воду — основной компонент всех напитков, производимых Coca-Cola. К 2020 году мы поставили перед собой цель: на 100% отказаться от так называемого «безвозвратного» потребления воды. Сейчас мы уже смогли добиться того, что вода, которая используется при производстве нашей продукции, возмещается на 52%. За счет этого мы снижаем свои производственные расходы.
Наша основная цель — одновременно создавать как экономические, так и социальные ценности. Coca-Cola уже давно из «просто компании» превратилась в серьезного игрока на мировой арене с бюджетом, который и не снился многим государствам. Мы снабжаем население Земли водой — важнейшим источником жизни, и это, конечно, накладывает на нас определенные обязательства. Мы больше не можем просто «делать деньги» — мы просто обязаны брать на себя и значительную социальную нагрузку.
Как сохранить равновесие между экономической и социальной составляющей в бизнесе?
Многие инвестиции в будущее не приносят мгновенной отдачи, и мы прекрасно отдаем себе в этом отчет. Вкладываешь сегодня — получаешь более устойчивый бизнес завтра. Вот, к примеру, наша инновационная технология PlantBottle. Это полностью перерабатываемая упаковка, которая на треть состоит из материалов, подлежащих повторному использованию. Для ее внедрения нам понадобились солидные инвестиции, однако если учесть, что к 2020 году мы должны на 25% сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на всех своих производствах, эти вложения кажутся вполне разумными.
Как вы определяете важность той или иной проблемы для различных рынков, на которых работает компания?
Мы производим своим напитки в 200 странах мира, и конечно, каждый рынок уникален и индивидуален. Где-то в первую очередь требуется решение экологических вопросов, в других местах во главе угла стоят борьба с бедностью или защита прав женщин, в третьих — нам приходится решать одновременно несколько задач. Чтобы измерить то, какие последствия для общества могут произойти в случае реализации наших программ, мы разработали специальную модель создания ценностей. С помощью этого инструмента можно подсчитать, какую пользу принесет та или иная общественно значимая инициатива Coca-Cola.
Опять вернусь к PlantBottle: мы создали упаковку, благодаря которой снижается потребление нефти. Покупатели оценили этот шаг по достоинству, их тоже волнуют проблемы защиты окружающей среды. Кроме того, благодаря этому нам удалось сократить использование пластика, и это принесло выгоду нашим партнерам-ботлерам — заводам, занимающимся розливом напитков.
Каким образом вы реализуете свою программу действий?
Мы действуем глобально: к этому обязывают размеры компании и ее представленность по всему миру. Мы находим партнеров среди общественных и государственных организаций, сотрудничаем с людьми напрямую и можем влиять на ситуацию в том или ином регионе. И с помощью этого мы реально меняем жизнь людей к лучшему. Мне кажется, что это — лучший источник вдохновения и отличный стимул идти дальше. Кроме того, еще один наш союзник — гигантская система распределения, и благодаря ей мы находимся в постоянном контакте с 24 миллионами розничных торговцев по всему миру, от которых нам постоянно поступает информация о положении дел на местах.
А зачем это вообще нужно компании? Работали бы себе, получали прибыль, спокойнее бы жилось…
На самом деле без такого подхода уже не обойтись. Бизнес должен нести социальную ответственность — это требование наших клиентов, наш бренд — клиентоориентированный. Но мы решили заняться решением экологических вопросов не только поэтому. Основная причина заключается в том, что наш бизнес просто не сможет функционировать нормально, если проблемы начнут испытывать те страны, на территории которых мы работаем. Именно поэтому мы помогаем местным сообществам решать их насущные вопросы и одновременно укрепляем свой бизнес. Кроме того, наши сотрудники живут в тех странах, в которых мы работаем, у всех них есть семьи и друзья, и социальная ответственность в этом случае — уже просто вопрос этики. Нам это нужно точно так же, как и обществу, — такой вот получается выгодный во всех смыслах симбиоз.
Что будет с теми компаниями, которые не смогут, подобно Coca-Cola, поставить вопросы устойчивого развития во главу своего бизнеса?
Они проиграют. Такие компании просто перестанут адекватно реагировать на запросы потребителей, не учтут веяний времени и будут вынуждены покинуть рынок — это неизбежно. Для нас самые большие возможности заложены во взаимодействии новых правил и уже имеющихся у нас цепочек поставок: мы можем сокращать свои расходы на производство упаковки, экономить на потреблении воды и электроэнергии, делать общества, в которых мы работаем, более состоятельными и счастливыми. Мы уже реализуем немало таких инициатив, но это только начало большого пути. Социально ответственные и экологично ориентированные компании не создаются за один день, но мы движемся в этом направлении и стараемся сохранить то, что я называю «конструктивным недовольством собой».
Что вы под этим подразумеваете?
Это своеобразный способ напомнить себе о том, что никогда нельзя почивать на лаврах и испытывать головокружение от успехов. Да, мы добились определенных достижений, но успокаиваться рано. Нужно стремиться к решению новых задач, ставить перед собой всё новые и новые цели и постоянно повышать планку. В этом — залог нашего дальнейшего устойчивого развития.