В 2011 году последняя в мире фабрика по производству печатных машинок Godrej and Boyce прекращает свою работу. Коллекционеры и любители редкостей скупают последние образцы клавишного «раритета». В прошлое уходит целая эпоха…

Сегодня, 1 марта, в день рождения первой коммерчески успешной «Ремингтон № 1» мы решили вспомнить, какие печатные машинки были самыми известными и необычными и для чего они пригодились своим не менее известным хозяевам.

Remington и Марк Твен

Печатные машинки. Ремингтон

© Fotobank.ru/Getty Images    


Летом 1868 года американский изобретатель Кристофер Лэтем Шоулз получил патент на устройство typewriter, позже ставшее первым механическим пишущим аппаратом. Прототип появился 1 марта 1873 года. А уже в июне Шоулз и его компаньоны договорились с компанией Remington & Sons о выпуске 10 тысяч печатных машинок. А первая Remington № 1 вышла на рынок 1 июля 1874 года.

Литераторы сразу заинтересовались техническим новшеством. Например, Марк Твен купил у Шоулза машинку, не дожидаясь, пока устройство поступит в массовое производство. Писатель любил хвастаться тем, что был первым человеком, использовавшим печатную машинку в литературе. Конечно, за свою жизнь он не раз менял пишущие устройства, но легендарного «Тома Сойера» Твен печатал именно на Remington № 1.

Hansen Writing Ball и Фридрих Ницше

Печатные машинки. Hansen Writing Ball

© The Library of Congress/flickr.com    


Не так давно ученым удалось в точности воссоздать пишущую машинку, на которой творил великий Фридрих Ницше. Устройство это имеет весьма оригинальную форму и не очень похоже на привычные печатные машинки.

«Пишущий шар» — так назвали техническое новшество — изначально был предназначен для слабовидящих и слепых людей. С годами Ницше начал терять зрение, и такая машинка стала для него единственным способом продолжать литературную работу. На «пишущем шаре» с серийным номером 125 философ создал свои «Так говорил Заратустра» и «Веселую науку».

Underwood и Довлатов

Печатная машинка. Ундервуд

© Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)


Название этой печатной машинки уже давно связывают исключительно с именем Сергея Довлатова и его «Соло на ундервуде». По слухам, писатель страшно любил свой литературный инструмент, вдохновлялся, прикасаясь к его клавишам, и не поменял бы его ни за какие «ремингтоны».

Его вполне можно понять: удобное фронтальное расположение клавиш и лаконичный, но утонченный внешний вид в то время сделали машинки Underwood самыми популярными среди подобных устройств.

Corona 3 и Артур Конан Дойл

Печатные машинки. Корона 3

© Toronto Public Library/flickr.com || Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)


В конце XIX — начале XX-го века кто-то придумал печатать «вслепую» (возможно, просто заснув на работе). Удобнее всего «с закрытыми глазами» работалось на устройствах Corona. Компактные и надежные, они позволяли развивать высокую скорость печати и были просты в использовании.

Артур Конан Дойл был большим поклонником современной техники и многих своих персонажей «сажал» за печатную машинку. Печатал, например, Эдвард Мэллоун из «Затерянного мира». В романе не указано, какое именно устройство использует репортер, но это упущение исправили при экранизации романа в 1925 году. «Киношный» Мэллоун работает на Corona, модель 3.

Royal Desktop для Дживса и Вустера

Печатные машинки. Ройал Десктоп

© Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)


Помните сериал «Дживс и Вустер», где Хью Лори и Стивен Фрай сыграли британского аристократа и его камердинера? Так вот, автор историй о похождениях Дживса и Вустера, писатель Пэлем Грэнвил Вудхаус тоже оказался большим любителем печатных машинок. Его любимица — Royal Desktop. В предисловии к одному из своих произведений автор даже описал момент, когда окончательно полюбил свое пишущее устройство: Вудхаус записал несколько страниц текста при помощи фонографа, но услышав свой голос в записи, по его мнению, «весьма противный», он понял, что для него годятся только клавиши.

Оlivetti и Кормак Маккарти

Печатные машинки. Оливетти

© Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)    


Знаете, на чем напечатан оригинал «Кровавого меридиана» и «Старикам здесь не место»? На печатной машинке! Обладатель Пулитцеровской премии, американский романист и драматург Кормак Маккарти пару последних десятилетий создавал свои произведения исключительно на Olivetti Lettera 32 1963 года выпуска. Машинка — хрупкая на вид, но она «выжала» из себя несколько миллионов слов и больше десяти работ Маккарти. Кстати, ее недавно продали на аукционе за  254 тысячи долларов. А вот новый экземпляр после этого Маккарти получил за 11 «баксов».

Halda Portable и Хемингуэй

Печатные машинки. Халда Портэбл и Хеммингуэй

© Toronto History/flickr.com    


Мало кто знает, что Хемингуэй оттачивал свое литературное мастерство не только в блокнотах (и барах), но и на печатной машинке Halda Portable. Писатель говорил, что перестук клавиш напоминает ему звук пулеметных очередей. Говорил он это со знанием дела: до 1941 года он организовал несколько операций против нацистских шпионов на Кубе, потом почти 12 месяцев провел в осажденном фашистами Мадриде, и в довершение — поработал военным корреспондентом в Лондоне.

ОФФТОП. Ниже представлены просто печатные машинки. О звездности их владельцев достоверных сведений мы не нашли. Зато их оригинальность, популярность или бесполезность отрицать совершенно невозможно.

Lambert и домохозяйки

Печатнче машинки. Ламберт

© jared422/flickr.com    


Такие устройства были довольно популярными в начале ХХ века. И ничего, что клавиатуры на них не было, —  одной рукой «машинист» выбирал нужную букву на панели, а другой нажимал на рычаг — и буква оттискивалась на бумаге.

Приборчики были маленькими, а главное, дешевыми, поэтому «ламберты» были очень популярны среди домохозяек, путешественников и даже детей.

«Вабун тайпурайта» и иероглифы

Печатные машинки. Вабун тайпурайта

© Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)    


Думаешь, ты видел в этой жизни всё? А как насчет иероглифической печатной машинки? Это «чудовище техники» изобрел и запатентовал житель Японии Кёта Сугимото в 1929 году. На клавиатуре расположились 2 400 оттисков иероглифов, а под ними — чернильная подушка. После специальных манипуляций механическая «лапка» захватывала брусочек с нужным знаком и отпечатывала его на листе бумаги. При этом иероглифы на панели расположены в порядке повышения сложности их написания — от самых простых к трудновоспроизводимым.

Сейчас в Японии и Китае довольно трудно найти специалиста, который в совершенстве владел бы искусством машинописи, а вот несколько десятилетий назад иероглифическая печать была вполне привычным делом.

Typewriter-calculator и арифметика

Печатные машинкаи. Машинка-калькулятор

© Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)    


Осознав, что эра печатных машинок уходит в прошлое, современные изобретатели бросились спасать гаджет от вымирания. В результате их трудов на свет появилось несколько странных и не вполне пригодных для нормальной человеческой жизни конструкций. Одна из них — печатная машинка-калькулятор. Выглядит это чудо техники вполне изящно и мило, но в нашем мире компьютеров для него сложно придумать какую-либо функцию, кроме антикварной.