Дэвид Батлер ― вице-президент Coca-Cola по инновациям. Изо дня в день он занимается созданием систем и процессов в сфере обновлений и инноваций и заботится о том, чтобы всë это, в конечном итоге, приносило пользу компании. Дэвид, по его собственному признанию, системный фрик, заядлый серфер и оптимист по натуре.

 1.      Будучи ребенком, кем ты хотел стать, когда вырастешь?

Веришь или нет, но я хотел быть зубным врачом. И мое желание не ослабевало до тех пор, пока я не начал посещать курсы графического дизайна в старших классах школы. Это всë поменяло в моей жизни. Я немедленно понял, что хочу стать дизайнером, и ясно увидел свое будущее. Я прошел практику в нескольких дизайнерских компаниях, чтобы больше узнать о дизайне ― от архитектуры до разработки продуктов, инжиниринга и оформления интерьеров. В колледже я получил степень в области массовых коммуникаций, но изучал при этом экономику, мультимедиа, искусство, социологию и даже … метеорологию! В тот момент я этого не осознавал, но такая «всеядность» стала моим первым опытом применения комплексного «системного мышления», широкого подхода к решению проблем.

 С тех пор я много кем успел поработать: арт-директором, дизайнером, творческим директором, учителем-почасовиком, бренд-стратегом, бизнес-консультантом. Основал несколько стартапов. Не могу точно сказать, чем именно я занимаюсь в данный момент, но я люблю свою работу… И думаю, именно это имеет значение!

 2.      Расскажи о своей самой первой работе. Какие уроки ты извлек из нее?

Моей первой «настоящей» работой сразу после окончания колледжа стал пост арт-директора в рекламном агентстве. Я работал там примерно с год и затем был уволен, причем это случилось довольно неожиданно для меня самого. На самом деле агентство потеряло клиента, проект которого я вел, и меня просто вынуждены были рассчитать. Это научило меня внимательно следить за тем, чтобы бизнес оставался «в струе». Вы неустанно должны заботиться о том, чтобы ваши клиенты были вами довольны, и в то же время не стоит забывать о постоянном поиске новых клиентов. Я также узнал, что бизнес по своей природе очень динамичен и что в нем никогда и ничего не получить «просто так». Оглядываясь назад, хочу сказать, что мое увольнение стало лучшим событием, которое в принципе могло тогда произойти, потому что благодаря этому я очень рано усвоил множество важных уроков, которые впоследствии помогли мне в моей карьере.


 3.      Ты как-то охарактеризовал дизайнеров как «оптимистов по натуре». Что под этим подразумевается?

Для дизайнеров проблем не существует. Мы расцениваем проблемы как возможность что-то сделать лучше… Издержки профессии! Сегодняшний мир гораздо запутаннее и сложнее, чем когда бы то ни было. Да и типы проблем, которые нам сейчас приходится решать в Coca-Cola, стали изощреннее. Это многоплановые, нелинейные вызовы, такие как борьба с лишним весом, нехватка водных ресурсов, глобальное потепление или международный долговой кризис… Мы не можем решить эти проблемы сразу и полностью. Мы можем только постепенно уменьшать уровень их воздействия. Эти вызовы требуют от всех нас дизайнерского подхода во всем. А значит, нам необходим такой уровень оптимизма, который бы позволял разрабатывать эффективные решения для динамичного и непостоянного мира.


 4.      Мы много слышим в последнее время о появлении творческого класса людей. Можно узнать твое мнение по поводу возрастающей важности креативного и правополушарного подхода к решению проблем в мире бизнеса?

Бизнес, по большей части, очень предсказуем. Его развитие можно достоверно рассчитать с помощью формул и аналитики. Но при этом наш мир и многие правила в бизнесе постоянно изменяются. Лучше всего об этом говорит Ян Бреммер в своей новой книге: «Мы вошли в переходный период ― от мира, который мы знаем, в тот мир, для которого карты еще не нарисованы».

Если мы, к примеру, думаем о столь важной дате, как 2020 год (стратегия развития компании Coca-Cola привязана к цифре 2020), то мне абсолютно ясно, что тот предсказуемый, сформулированный и проанализированный мир, который мы знаем и в котором живем, очень сильно изменится через 7 лет. Чтобы выжить и, надеюсь, преуспеть в новой обстановке, мы должны разрабатывать нашу способность быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам. Это требует от нас множества умений и навыков. Например, способность объединять внешне не связанные между собой вещи ― столь же полезный навык, как использование механизма сочувствия

при разработке решений, помогающих в адаптации бизнеса под нужды различных клиентов, или применение принципов системного мышления для понимания того, как создается общая стоимость нашего продукта. Одни называют это дизайнерским мышлением, правополушарным, другие ― творческими способностями. Я же отношу это к категории навыков выживания. Как бы это всё ни называлось, мы все должны развивать нашу компетенцию в этой области, чтобы наш бизнес легко адаптировался к любым происходящим в мире изменениям.


 5.      Что тебя вдохновляет на творчество?

Когда люди меня об этом спрашивают, мой ответ приводит их в некоторое недоумение. Если честно, я самый настоящий системный фрик. Я люблю изучать и думать обо всех видах систем, от простых до сложных. Что вдохновляет меня больше всего, так это комплексные экосистемы, которые можно в изобилии найти в природе: от черных дыр в космосе до пчелиных колоний. Всё это очень сложные системы, и я люблю пытаться понять, каким образом они сконструированы.
 

6.      У вас с женой три дочери. Ты, должно быть, постоянно ощущаешь давление со стороны прекрасной половины человечества?

Каждый день! Недавно у нас появился еще и щенок, как можно догадаться, тоже девочка. Мы назвали ее Пикл (по-английски «озорник»). Я женат на сильной женщине и горжусь тем, что у меня есть почетная возможность помогать ей в воспитании троих наших детей. Девочки формируют наше будущее. Друг из Nike недавно прислал мне это короткое видео про «девочковый эффект», которое приобрело у моих женщин невиданную популярность!
 

7.      Давай отвлечемся от работы. Расскажи о хобби. Как ты восстанавливаешь силы?

 У меня редко бывает время для этого, так как я всегда или на работе, или стараюсь уделять внимание своей семье. Но когда у меня выдается свободная минута, люблю читать. Читаю сразу несколько книг одновременно, ― это дает мне сразу несколько поводов для размышления. И в совсем уж редкие моменты, когда у меня выдается несколько дней исключительно для самого себя, я обычно иду на пляж и ловлю волну. С детства занимаюсь серфингом и до сих пор люблю это занятие. Моя жена, кстати, только что подарила мне скейтборд, в свое время я много катался.

Отдыхаю на природе. Если мне нужна срочная перезарядка в то время, пока я в офисе, то просто выхожу на улицу и гуляю. Еще мне нравится вместе с семьей покорять горные вершины… ну или просто расслабляться, ничего не делая!

8.      Благодаря своей работе ты много путешествуешь. Есть у тебя любимое место на планете?

Вне всяких сомнений ― Токио. Обожаю всë, что мне когда-либо удалось узнать о японской культуре, и у меня очень много друзей в японской Coca-Cola. Для меня Токио ― город будущего, кажется, он развивается на несколько лет впереди планеты всей. Как только вы там приземляетесь, вы сразу оказываетесь в будущем! Это очень освежающее чувство. Мне также нравятся древние традиции японской культуры. Я никогда там долго не жил, не знаю языка, но когда попадаю в Токио, то чувствую себя как дома!

9.      Какой самый лучший совет ты получил в своей жизни?

Будь уверен в своих действиях. Кто-то однажды сказал мне, что лидеры часто оказываются в ситуации неопределенности, когда они не знают, что нужно сделать для дальнейшего движения вперед. Я всегда стараюсь быть уверенным в том, что называю «делать правильный следующий шаг», даже если мне не совсем нравится то, куда мы идем.

10.  Как ты можешь описать свой стиль руководства? И еще: ты кажешься таким приятным парнем, тебя хоть что-то может вывести из равновесия?

Cтараюсь делать три вещи: фокусироваться на сильных сторонах людей, подавать им личный пример и оценивать работу сотрудников по ее результатам. У всех нас есть сильные и слабые стороны. Полагаю, мы всегда должны пользоваться нашими преимуществами, поэтому стараюсь нанимать тех людей, сильных в том, в чем я, наоборот, довольно-таки слаб. Я также никогда никого не прошу сделать то, чего сам бы не стал делать ни при каких обстоятельствах. Каждый из нас хочет работать над осмысленными задачами, которые требуют от нас приложения усилий, в итоге дающих позитивный эффект. В этом случае большинство людей выкладываются на полную катушку и буквально сворачивают горы. Знаю, что это правило работает для меня, и уверен, что оно так же верно и для других людей.

 Самое главное для меня в работе ― ее эффективность. Люблю недолгие собрания, краткие электронные письма, одностраничные презентации в PowerPoint и короткие заголовки новостей. Меня может вывести из себя обратное ― длительные встречи, чересчур подробные отчеты... Но я знаю также, что все мы разные, и мой способ работы не годится для всех и каждого. Потому я прошу свою команду присылать мне сначала заголовки и, если мне понадобится, запрашиваю остальные детали дополнительно.