На фото — технополис «Москва» у станции метро «Текстильщики». На территории, где когда-то располагался автомобильный завод имени Ленинского комсомола «Москвич», развивают инновационные производства. За 3D-печать здесь отвечает компания STEREOFORMA. Сейчас мы отправимся в ее офис и увидим работу принтеров собственными глазами, фотоаппаратами и видеокамерами. (Если хочешь поскорее увидеть ролик, скролль вниз.)

— Видите, какие огромные площади? Здесь располагались промышленные помещения, а теперь постепенно появляются небольшие компании типа нашей, — рассказывает директор по развитию STEREOFORMA Артем Мачача, ведя нас по второму этажу корпуса D.

Трилогия о 3D-печати (часть 1, с видео): Репортаж о 10-часовом эксперименте с участием принтера, который напечатал бутылочку Coca-Cola

Раньше Артем работал в брокерском подразделении крупного банка. Говорит, однажды решил заняться чем-нибудь действительно интересным. С этой мыслью в начале 2014 года он перешел в компанию «МАКО Технолоджи» (старое название STEREOFORMA) и возглавил направление по развитию 3D-печати. Сейчас у компании офис под 600 квадратных метров, эксклюзивный контракт на дистрибуцию расходных материалов из Испании и Канады на территории СНГ, представительство производителя высокоточных 3D-принтеров из Тайваня и заказы от архитекторов, конструкторских бюро, производителей гоночных болидов, а также рекламных агентств. И новое название.

Трилогия о 3D-печати (часть 1, с видео): Репортаж о 10-часовом эксперименте с участием принтера, который напечатал бутылочку Coca-Cola

Мы заходим в офис STEREOFORMA, где работают менеджеры по продажам, дизайнеры и руководство компании. Но в первую очередь нас знакомят с гвоздем программы — 3D-принтером Projet 860 американской компании 3D Systems. Этот здоровяк — в высоту более полутора метров, весом более 360 килограммов и областью печати в полметра — самый крупный в категории цветных гипсовых 3D-принтеров и единственный в Москве. Артем быстро объясняет, как работает устройство.

Трилогия о 3D-печати (часть 1, с видео): Репортаж о 10-часовом эксперименте с участием принтера, который напечатал бутылочку Coca-Cola

Принтер PROJET 860

Материал: гипсовый порошок
Технология: CJP — послойное распределение клеящего вещества по гипсовому порошку
Камера: 508×381×229 мм
Толщина слоя: 100 мкм
Разрешение: 600х540 dpi
Скорость печати: 5–15 мм/час
Количество цветов: 390 000

— Смотрите, сюда аппарат насыпает небольшой слой гипса, — говорит Артем, открыв камеру Projet 860. — Затем по нему двигаются печатающие головки и создают первый слой объекта. Потом камера с гипсом смещается чуть-чуть вниз, аппарат насыпает новый слой гипса, и головки снова печатают. Так он ездит туда-сюда, и в итоге получаются трехмерные объекты любой сложности.

Процесс 3D-печати делится на 4 этапа: сканирование объекта, предпечатная подготовка 3D-модели, печать и постобработка. Чтобы испытать технологию и при этом не засесть в офисе на неделю, мы выбрали три небольших объекта: бутылочку Coca-Cola, фирменный стакан и коктейльную трубочку (или соломинку, как тебе больше нравится). Два последних предмета решили печатать из цветного пластика на предназначенном для этого принтере ALT Design ATOM. А бутылочку — из гипса на уже знакомом тебе Projet 860. В отличие от «пластиковых» принтеров, гипсовые умеют печатать полноцветные вещи — как в «бумажной» типографии.

Слайд-шоу: Сканирование

Сканирование выглядит довольно просто. Взяв в руки сканер, дизайнер устанавливает поочередно бутылку, стакан и соломинку на специальный стол и сканирует их. Аппарат лазером захватывает геометрию объекта, а встроенные камеры передают текстуру и цвет. Затем предмет снимают на фотоаппарат (снимки отвечают за точную цветопередачу) и обрабатывают модель в ZBrush, Photoshop и InDesign. Сканирование и обработка трех объектов заняла два часа, часть времени у дизайнеров Ильи и Филиппа ушло на обсуждение процесса. 

Трилогия о 3D-печати (часть 1, с видео): Репортаж о 10-часовом эксперименте с участием принтера, который напечатал бутылочку Coca-Cola

Работа началась. Пока самый большой полноцветный 3D-принтер Москвы выводит в гипсе контуры бутылки, дизайнеры вальяжно пинают сдувшийся футбольный мяч, а мы с Артемом обсуждаем возможности объемной печати. Он рассказывает об огромных принтерах размером с двухэтажный особняк, печатающих песком, с рабочей площадью 4 метра. Еще говорит, что со временем хорошие дизайнеры с 3D-принтером заменят ювелиров, и время от времени отвлекается на Projet 860, который начинает шуметь («Всё в порядке, это он  излишки гипса убирает»).

— Сейчас специалисты работают над тем, чтобы «научить» 3D-принтеры, работающие на разных материалах, смешивать цвета. Первый, кто придумает, как получать изделие любого цвета, немало на этом заработает, — рассказывает Артем, параллельно заряжая барабан с красным пластиковым шнуром в ATOM.

Трилогия о 3D-печати (часть 1, с видео): Репортаж о 10-часовом эксперименте с участием принтера, который напечатал бутылочку Coca-Cola

Принтер ALT DESIGN ATOM

Материал: пластик
Технология: FDM — моделирование методом наплавления
Область построения: 220мм×320 мм
Толщина слоя: 50–300 мкм
Скорость печати: 150–300 мм/сек
Цвет: Один (в зависимости от цвета расходного материала)

ATOM — устройство средних размеров, 80 сантиметров в высоту. Нам казалось, аппарат идеально подходит для создания бокала и коктейльной трубочки, но вскоре станет ясно, что мы немного ошибались. Цвет бокала выбрали красный, потому что Coca-Cola.

Слайд-шоу: Печать трубочки

Первой на печать ушла соломинка, и вначале всё шло как по маслу. Но мы не учли одного: ее высоту. Когда было готово около 70%, объект начал подрагивать, и от этого ATOM перестал наносить слои пластика так, как нужно. Трубочку мы всё равно допечатали — лежа. На всё про всё ушло 20 минут.

Слайд-шоу: Печать бокала

С бокалом проблем не возникло, однако на его создание понадобилось в 6 раз больше времени. Потом подоспела и бутылочка, ее печать заняла 4 часа. Впереди осталась постобработка.

Трилогия о 3D-печати (часть 1, с видео): Репортаж о 10-часовом эксперименте с участием принтера, который напечатал бутылочку Coca-Cola

Пока бутылочка остывает, в офис приходит заказчик. Парень говорит, что его зовут Илья, и он хочет напечатать несколько масок для пейнтбола.

— Мне нужен дополнительный заработок, — объясняет он. — Я нашел спонсора для печати масок и теперь ищу, у кого их можно отсканировать и отпечатать. Как нашел это место? Не помню, кажется, увидел объявление во «ВКонтакте».

Илья рассказывает, что если заказывать маски из США, это обойдется в сумму 8 тысяч за штуку. При этом они все будут одинаковые, типовые.

— А я хочу их делать оригинальными! Пусть сбоку подписи, надписи, ники, драконы, — при слове «драконы» глаза молодого бизнесмена загораются. — Я мечтаю об эксклюзивных масках.

— Да, это еще одна возможность, которую дают 3D-принтеры: мы можем брать стандартные вещи и делать их под индивидуальный заказ, — подсказывают сотрудники STEREOFORMA. — А итоговая стоимость варьируется от 3 до 6 тысяч рублей, в зависимости от сложности работ.

Слайд-шоу: Постобработка

На наших глазах проводят постобработку объектов: бутылку очищают от лишнего гипса, стакан и соломинку протирают.

Слайд-шоу: Вот что получилось

Для печати трех вещей потребовалось 10 часов, труд трех человек и расходные материалы. Итоговая стоимость объектов составила почти 3 тысячи рублей. Конечно, еще несколько лет назад сложно было представить, что можно будет вот так просто прийти и напечатать штуковины, которыми можно взаправду пользоваться (бокалом и соломинкой точно можно). С другой стороны, учитывая ценность твоего времени и денег, проще пойти и это всё купить. Тем более посмотреть на то, как пыхтят принтеры, ты можешь без лишних телодвижений прямо сейчас. Вот:

Прайс STEREOFORMA на печать наших объектов:

Бутылочка — 2 120 рублей

Стакан — 560 рублей

Соломинка — 160 рублей

Итог: 2 840 рублей

— 3D-печать выгодна при производстве индивидуальных предметов, она еще не пришла на массовый рынок, — подтверждает наши выводы Артем. — Например, мы работали с компанией «АВТОВАЗ», делали патрубки для топливных баков. И для них печать вышла дешевле, чем производство где-то еще. Индивидуальные заказы пока выходят дорогими, но в исключительных случаях и они оправданны. К примеру, другой наш клиент хотел восстановить сломанную деталь браслета от старых часов, которые ему дороги как память. В самой часовой компании у него запросили 5 тысяч рублей за новый браслет, а мы ему деталь за 1,5 тысячи напечатаем. Дорого, да, тем не менее дешевле, чем у производителя.

Слайд-шоу: Какие бывают 3D-принетры

Читай «Трилогию о 3D-печати» полностью здесь