Наши корреспондент и фотограф в США напросились на обед к художнику, которого знает всё арт-сообщество Северной Америки, а теперь и ты. Стив Пенли, усевшись на пестрый разноцветный диван, рассказал о персональной выставке в штаб-квартире Coca-Cola, работе продавцом обуви и кролике Орео, который живет в мансарде

В доме Стива всё однозначно указывает на профессию хозяина. Стены, полы, потолок, немногочисленная мебель и многие вещи покрыты затейливыми узорами. Впрочем, как и сам художник: футболка, свободные брюки и кеды цветовым буйством не уступают окружающей обстановке. Пожалуй, не раскрашен здесь только черно-белый кролик Орео (отличная кличка, кстати), живущий в застекленной мансарде.  

Рыцарь кисти и мольберта Стив Пенли

— Я бы пустил его в дом, да уж больно он любит мои картины. В качестве еды, к сожалению, — немного устало улыбается Стив и садится на тот самый диван. — Прошу прощения за беспорядок, я несколько дней довольно мало спал. Слишком много работы. Друзья думают, что художник должен быть всегда расслабленным и беззаботным. Может, это и так, но явно не про меня. Последние несколько лет я работаю каждую минуту, так что почти не сплю.


В работах Стив переосмысляет образы исторически важных для Америки людей, явлений, вещей и событий, отображая их в своем ярком и узнаваемом стиле. И едва ли не чаще прочего на его холстах оказывается знаменитая контурная бутылка.

Coca-Cola рядом со Стивом c детства. Будущий художник родился в штате Теннесси, на родине первого в мире завода по розливу Coca-Cola в бутылки.

— Помню, как катался на грузовике Coca-Cola с дедушкой, который работал на заводе водителем. Мы регулярно объезжали весь город и отгружали в магазины ящики с любимой газировкой. Coca-Cola — часть моей истории, личного семейного наследия. Она всегда со мной, и для меня нет ничего удивительного в том, что в итоге она стала одним из самых ярких мотивов в моем творчестве.

Рыцарь кисти и мольберта Стив Пенли

Первый штрих

Рыцарь кисти и мольберта Стив Пенли

Оба родителя Стива умели рисовать. Поэтому и он с самого детства проводил много времени с бумагой и карандашами.

— Мама буквально вдалбливала мне в голову мысль, что я талантлив и достигну успеха. Со временем это так крепко засело в моей голове, что стало казаться мне естественной, а не внушенной идеей. И это очень сильно помогло мне обрести уверенность в себе и заниматься именно тем, что мне интересно. Я понял, что хочу не просто заниматься творчеством, а еще и зарабатывать тем, что я делаю.

После окончания школы Стив поступил в Чикагский университет, чтобы научиться рисовать профессионально. Но всё складывалось не слишком-то гладко.

Рыцарь кисти и мольберта Стив Пенли

— Я чувствовал себя не в своей тарелке рядом с однокурсниками. Мне казалось, что я недостаточно крут или изощрен в своих работах. Но я упорно работал над главной задачей — совершенствованием техники и поиском своего стиля.

В какой-то момент Стив серьезно увлекся гиперреализмом, когда картины практически неотличимы от фотографии. Но такие работы занимали много времени, а наш герой хотел понять, как создавать картины быстро, чтобы они выглядели спонтанными и энергичными.

Через несколько лет после выпуска из университета в поисках вдохновения он переехал в Нью-Йорк. Там он работал продавцом женской обуви, думая, что это поможет ему знакомиться с девушками, и изучал современное искусство, посещая самые актуальные выставки. На одной из них, проходящей в модном районе Сохо, Стива ждало нечто удивительное.

— Вспоминаю до сих пор, как захожу в большую комнату и вижу огромную кучу мусора и грязи. Ну, думаю, тут видимо ремонт. Оказалось, что это художественная инсталляция. Это якобы искусство. Развернулся и отправился домой. Много думал.

На юг

 После неудачного опыта в Нью-Йорке Стив двинулся на юг, в Атланту.

— Творческая часть меня знала, что я художник. Но другая, рациональная часть, была напугана: я взрослею, а ничего не происходит. Прошло 10 лет со дня выпуска из университета, а я всё еще не понимал, чем хочу заниматься.

Рыцарь кисти и мольберта Стив Пенли

Он уже подумывал вернуться в родной город и заняться торговлей вместе с отцом. Всё изменил неожиданный звонок давнего друга: тот открывал ресторан и искал художника, который написал бы 15–20 картин для украшения интерьера заведения. Не знаю почему, но я намертво вцепился в эту возможность. Купил самые дешевые краски, которые смог найти (с деньгами было не очень), и отправился на поиски вдохновения, при этом даже не зная, что и как буду рисовать. Просто решил следовать своей интуиции. Я очень любил историю, и первыми картинами стали портреты Черчилля, Эйнштейна, Вашингтона и Линкольна. На всё ушло около 4 дней — ничтожно мало. Что самое главное: тогда я прочувствовал наконец собственный стиль и обрел свою фирменную манеру рисования.

Картины очень подошли интерьеру ресторана и понравились его посетителям. Один из партнеров местной юридической компании нанял Стива, чтобы тот написал портреты двух ее основателей. Постепенно художник начал приобретать новых клиентов и первую известность. Всё это привело ко второму важному звонку в жизни Стива: еще один друг молодости, теперь работавший в Coca-Cola, поинтересовался, не хочет ли модный живописец поработать с этой компанией.

Рыцарь кисти и мольберта Стив Пенли

Особых уговоров не потребовалось, и Стив нарисовал 120-сантиметровую бутылочку Coca-Cola для украшения штаб-квартиры. За этой картиной последовали новые проекты в США и других странах (сегодня работы художника висят в офисах компании от Шанхая до Лондона), но самым крупным из них стала персональная выставка в музее World of Coca-Cola в Атланте.

Контурная бутылочка воплощает ценности, которые разделяют миллионы людей во всём мире, — говорит Стив. — Это радость, надежда на чудо и безграничный оптимизм. Я хочу, чтобы мои картины вызывали в людях такие же чувства. И рад создавать частичку истории Coca-Cola, потому что это история нашей страны и моей семьи.