Суммарная стоимость работ Энди Уорхола, проданных на аукционах, достигла почти полумиллиарда долларов. А первая картина художника, преодолевшая рубеж в миллион долларов, изображает… угадаете что? 210 бутылок Coca-Cola! Разбираемся, почему Coca-Cola от Уорхола такая дорогая.

Художник выбрал Coca-Cola в качестве «модели» еще в 1950-х годах, когда создал первый чернильно-гуашный рисунок бутылки. Затем, уже в 1960-х, добавил немного цвета: для коллажей он вырывал рекламные картинки Coca-Cola из журналов. А потом оказался в ряду пионеров, которые решили использовать трафаретную печать как метод создания картин, и создал целую серию работ с изображением Coca-Cola.


 

Уорхол сам признавался, что его восхищает демократичная природа напитка. «Что здорово в этой стране (речь идет о США), так это то, что самые богатые покупают те же вещи, что и самые бедные. Coca-Cola всегда остается Coca-Cola, сколько бы денег ты ни заплатил» — писал он в своей книге «Философия Энди Уорхола».

Здесь не поспоришь: Coca-Cola на картинах Уорхола — «просто Coca-Cola», хотя работы продаются за десятки миллионов долларов. Например, «Coca-Cola (4)» ушла с молотка в 2010 году за 35,38 миллиона долларов. А в 2013 году на аукционе Christie’s купили и «Coca-Cola (3)» — за 57,28 миллиона долларов. Что заставляет коллекционеров и ценителей искусства выкладывать такие деньги?

Ответ достаточно прост. Энди Уорхол стал одним из ярчайших представителей и основоположников нового для своего времени направления в искусстве — поп-арта. Оно показало важнейшие сдвиги общественного устройства, которые произошли в мире после Второй мировой войны. Впервые в истории цивилизации главенствующее положение в экономике и политике занял средний класс. Художники поп-арта провозгласили, что искусство не перестанет быть искусством, если уйдет от элитарности к простоте, понятной самым обычным людям.

Copyright: The Andy Warhol Foundation

 

Вот как описывает значение творчества Энди Уорхола заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков:

— Работы Уорхола — символ новой философии и манифест нового направления в искусстве. Здесь стираются не только границы между искусством и не-искусством, но и классовые различия: вкус Coca-Cola не зависит от социального статуса. Работы Энди Уорхола с изображением предметов массового потребления — одновременно скандальная выходка, поэма повседневности и манифест демократизма. Однако обретя историческую значимость, они стали объектом элитарного искусства.