Высшая школа экономики оценила вклад Системы Coca-Cola в России в социально-экономическое развитие страны. Ни одна крупная международная компания еще не подвергалась такой комплексной оценке.

В отличие от стандартных корпоративных отчетов, исследование показало, как конкретно работа Системы Coca-Cola в России влияет на экономику, защиту окружающей среды и социальное развитие страны. Например, подсчитано, что $5,7 млрд, которые компания вложила в российскую экономику, составляют 25% от всех инвестиций в отрасли безалкогольных прохладительных напитков.

При этом Система Coca-Colа в России создает добавленную стоимость для экономики страны как напрямую, за счет собственного производства, так и косвенно, поддерживая широкую сеть поставщиков и клиентов по всей стране. Каждый рубль, произведенный внутри Системы, создает до 6 рублей добавленной стоимости у поставщиков и клиентов. В общем объеме ВВП доля произведенной Системой добавленной стоимости с учетом непрямых эффектов составляет 0,3%, что равняется, к примеру, годовому бюджету на здравоохранение в России в 2015 году.

Согласно материалам исследования, компания входит в десятку крупнейших налогоплательщиков страны. При этом сумма отчислений растет год от года: если в 2013 году Coca-Cola заплатила 9,9 млрд рублей налогов, то в 2015-м — уже 11,3 млрд рублей.

Отдельно аналитики подчеркивают, что каждый рубль, выплаченный Coca-Cola в виде налогов в бюджет, генерирует до 3 рублей в виде дополнительных налоговых потоков. К примеру, в 2016 году совокупные налоговые отчисления поставщиков и клиентов Системы Coca-Cola в России превысили 42 млрд рублей, что составило 0,4% всех налогов, уплаченных в бюджет России в 2016 году.

Локальное производство Coca-Cola было запущено в 1992 году в Москве, с тех пор география присутствия компании расширилась до 100 городов по всей стране, от Калининграда до Владивостока. Теперь в них расположены производственные площадки и сбытовые центры.

Система Coca-Cola в России стала одним из крупнейших работодателей страны: сейчас в компании трудятся более 9 600 человек. Кроме того, по данным НИУ ВШЭ, каждое рабочее место Coca-Cola в России создает до 7 рабочих мест в смежных отраслях. Только за 2016 год Система создала и поддержала более 65,8 тысячи косвенных рабочих мест.

Примечательно, что 90% всех прямых закупок, без учета концентрата, в 2016 году было сделано у локальных поставщиков. С 1998 года эта доля выросла в девять раз. При этом в ключевых категориях, таких как алюминиевые банки и стеклянные бутылки, преформы для пластиковых бутылок, сахар и ряд других, закупки у местных производителей составляют 100%. Около 3% всего сахара, производимого в России, закупается компаниями, входящими в Coca-Cola.

Система Coca-Cola в России уделяет огромное внимание охране окружающей среды. Приоритетными задачами компания считает защиту водных ресурсов, энергосбережение, переработку отходов, управление упаковкой и борьбу с изменениями климата. В эти направления компания инвестировала 1,1 млрд рублей за последние три года. Теперь около 85% отходов Системы подлежат переработке, а общее количество производимых отходов удалось снизить на 15% благодаря внедрению новых технологических решений.

Помимо инвестиций в основные фонды, компания также продолжает поддерживать социальные и спортивные проекты. В эти программы направлено $79 млн.

— Проведенный анализ показывает, что даже в трудный период экономического кризиса Система Coca-Cola в России увеличивает объем производства, расширяет ассортимент продукции, наращивает прямые инвестиции в основные фонды, поддерживает высокооплачиваемые рабочие места, реализует крупные экологические и социальные программы, — отмечает Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ и руководитель лаборатории экономико-социологических исследований университета.

Авторы исследования пришли к выводу, что деятельность Системы Coca-Cola в России вносит заметный вклад в реализацию задач, обозначенных в качестве приоритетных в документе «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года». Среди них — развитие конкуренции на внутренних рынках, способствование росту предпринимательской инициативы, существенное наращивание объема частных инвестиций, а также повышение инвестиционной и деловой привлекательности российской экономики.

Опыт Системы Coca-Cola в России показывает, что крупные международные компании готовы инвестировать в российскую экономику, несмотря на сложную геополитическую ситуацию. Пример такой успешной работы на локальным рынке свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате и значительном потенциале.

Ознакомиться с полной версией исследования можно здесь.

Репортажи с презентации нашего доклада можно посмотреть по ссылкам: РБК, Вести.