С момента своего появления Coca-Cola задает тренды маркетинга. Компания придумала купоны, упаковку на 6 бутылочек и продажу газировки охлажденной. А еще современный образ Санта-Клауса, лучшую в мире рекламу, фантастические торговые автоматы — список можно продолжать долго. Среди общеизвестных чудес продвижения у Coca-Cola есть такие, о которых знают немногие. Например, серия брендированных часов 1890-х — 1950-х годов. Как ты понял по заголовку, речь пойдет о ней

1 Винтажные и брендированные: Почему коллекционеры охотятся за старыми часами Coca-Cola

В начале XIX века домашние часы в Америке были роскошью, так что большинство людей узнавали время по часам, расположенным на городских башнях. К концу столетия гаджеты подешевели и появились на стене почти в каждом доме, олицетворяя прогресс. США и Канада только ввели часовые пояса, так что каждый хотел и, главное, мог узнавать точное время, не вставая с дивана.

В 1891 году Coca-Cola выпустила первую партию механических настенных часов. Они отличались не только индивидуальным дизайном и логотипом на корпусе. Большинство часов того времени нуждались в подзаводе раз в 7 дней. Производитель часов для Coca-Cola усовершенствовал механизм и прибавил к неделе «запасные» сутки: если владелец забывал завести часы воскресным вечером, они помогали не проспать работу, потому что ходили еще и весь понедельник.

2 Винтажные и брендированные: Почему коллекционеры охотятся за старыми часами Coca-Cola

Делал те часы Эдвард Бэрд, который в юности работал на крупного производителя “The Seth Thomas Clock Co.”, а в 1888 году открыл собственное дело. Корпус часов изготавливали из папье-маше, а логотип Coca-Cola и слоганы наносили прессом. Формы для часов изнашивались быстро, и их производили заново, часто уже в ином стиле и с другими надписями. Чем сильнее стиль часов выбивается из общего рекламного стиля Coca-Cola того времени, тем больше за них предлагают коллекционеры.

— Одни такие часы стоили $3 — невероятно высокая цена за одно рекламное место, — говорит Рей ДеЛука, антиквар из Джорджии, торгующий раритетами Coca-Cola. — Компания платила эти деньги, потому что понимала: настенные часы привлекают гораздо больше внимания и висят дольше, чем любой постер или календарь. — Надоевший пинап-плакат легко отправить в мусорное ведро, а вот часы так просто не выкинешь на помойку, потому что они функциональны.

3 Винтажные и брендированные: Почему коллекционеры охотятся за старыми часами Coca-Cola

В 1896 году Бэрд переехал из Нью-Йорка в Иллинойс. Там он наладил выпуск часов из олова и дерева, которые работали на одном заводе аж 15 дней. Новый период сотрудничества Coca-Cola и мастера продлился недолго, поэтому дошедшие до нас экземпляры того времени можно пересчитать по пальцам. На аукционах начальная стоимость раритетов — $15 000, а максимально зафиксированная — $25 000.

“E.N. Welch Co.” из Коннектикута — следующий «часовой» партнер Coca-Cola. На тех моделях восьмиугольной формы позади маятника крепили календарь Coca-Cola с портретом актрисы Хильды Кларк, первого рекламного лица Coca-Cola. Сегодня такие часы продают за $8 000.

В следующий раз Coca-Cola сменила часовых дел мастера в 1910 году, когда напиток уже знал каждый. Партнером на 30 лет стала компания “Gilbert Clock Co.”. В 1931 году она выпустила для Coca-Cola часы, работающие на электричестве. Их «отчеканили» огромным тиражом, так что для антиквариата стоят они недорого — сегодня около $750.

Слайд-шоу: Винтажные часы Coca-Cola


Обосновавшись сначала в домах американцев, затем часы Coca-Cola появились в школах.

— Думаю, не каждая школа могла позволить себе часы, — говорит антиквар Рей ДеЛука. — И Coca-Cola устанавливала их бесплатно.

Бум рекламных часов не утихал: в 1930-х Coca-Cola выпускала новинки с неоновыми элементами, а в 1950-е делала экземпляры из пластика. Сегодня их цена достигает $9 000.

4 Винтажные и брендированные: Почему коллекционеры охотятся за старыми часами Coca-Cola

— Оценить старые часы трудно, — уверяет ДеЛука. — На них часто нет маркировки с датой изготовления, в отличие от многих других антикварных предметов. Коллекционерам приходится ориентироваться на рекламные слоганы, которые были в ходу в то или иное время, а также на материал, из которого сделаны часы. К тому же, рынок предлагает множество подделок под фирменные вещи, и отличить их от настоящих порой под силу только специалисту. А где его взять? Профессия часовщика исчезает. Раньше мастера часовых дел были в любом городе, а сейчас их днем с огнем не сыщешь. Эти легендарные люди ушли, а их дети и внуки не хотят продолжать бизнес. Особенно если речь идет о починке не современных часов, а старинного механизма.