24 февраля 2015 года в возрасте 88 лет скончался Дональд Р. Кью, один из ярчайших деятелей в истории компании Coca-Cola. Он был ее президентом с 1981 по 1993 год. Время, отмеченное беспрецедентным экономическим и финансовым ростом компании. Однако его сотрудничество с Coca-Cola длилось гораздо дольше и продолжалось 63 года — с 1950 по 2013-й. Именно благодаря Дональду Кью Coca-Cola стала такой, какой мы видим ее сегодня: одной из самых процветающих компаний в мире. Мы хотим оглянуться на жизненный путь Дональда Кью — от его первых карьерных шагов на телевидении Омахи до последних лет жизни в качестве влиятельного мецената и филантропа

Парень из Омахи

1 Дональд Р. Кью: Человек, который заставил бренд Coca-Cola сиять

Дональд Кью родился 4 сентября 1926 года в городе Морис, штат Айова, и вырос в Сиу-Сити, который находится неподалеку. После двух лет службы во флоте во время Второй мировой войны, он вернулся на Средний Запад и поступил в Университет Крейтон в Омахе (штат Небраска). После его окончания Кью начал карьеру в качестве ведущего ток-шоу The Coffee Counter, выходившем на местном телевидении. Однако в 1950 году, устав от телебизнеса, Дональд Кью перешел на работу в компанию Paxton & Gallagher, которая спонсировала то самое ток-шоу и занималась продажей орехового масла и кофе. Paxton & Gallagher поддерживала тесные связи с компанией Coca-Cola, а в 1964 году и вовсе стала ее частью.

Дуэт недовольных

2 Дональд Р. Кью: Человек, который заставил бренд Coca-Cola сиять

Кью быстро поднимался по служебной лестнице, и в 1981-м занял одну из двух главных руководящих должностей в Coca-Cola. С 1981 по 1993 год компания управлялась уникальнейшим дуэтом: президентом и главным операционным директором Дональдом Кью и главным исполнительным директором Роберто Гисуэта.

 В 1993-м, когда Кью ушел в отставку, Гисуэта пошутил, что главной вещью, которая их двоих всегда объединяла, было общее недовольство работой компании: «Мы всегда и всем были недовольны. Это была основа наших с Кью деловых отношений». Сам же Кью добавлял: «Не было ни одной кампании, ни одной презентации, которую мне не хотелось бы улучшить».

Катализатор активности

3 Дональд Р. Кью: Человек, который заставил бренд Coca-Cola сиять

Дональд Кью славился своей кипучей энергией и способностью располагать к себе любую аудиторию. Один журналист назвал его выступление «реактивным». Сам же Кью говорил о себе, что он абсолютно нетерпим к посредственности и к тем, кто не умеет генерировать идеи:

— Я всегда знал, что большинство людей используют свой потенциал лишь на 10%, и требовал от своих подчиненных, чтобы они перевели ручку переключателя своей активности с положения 10% в положение 95%.

«Однажды Дональд сказал мне, что он думает о смысле своей работы: “Я каждый день полирую наш бренд. Чищу и драю его, чтобы он сиял еще ярче”. Эти слова настолько врезались мне в память, что я вспоминаю их практически каждый день»

Мухтар Кент, действующий президент компании Coca-Cola

Работа над ошибками

4 Дональд Р. Кью: Человек, который заставил бренд Coca-Cola сиять

Изменение классического рецепта Coca-Cola и смена названия напитка на New Coke в 1985 году историки бизнеса называли «маркетинговым провалом столетия». Исчезновение с прилавков привычной всем газировки вызвало в стране целую волну протестов. Это заставило Кью и Гисуэта вернуться к оригинальному рецепту напитка (при этом New Coke еще какое-то время продавалась параллельно с классической Coca-Cola).

«Люди, компании или даже целые государства могут попасть в беду, как только начнут думать, что у них всё хорошо и можно почивать на лаврах. Высокомерие еще никому не пошло на пользу»

Дональд Кью

Спустя два месяца после презентации New Coke Дональд Кью выступил по национальному телевидению и принес извинения американскому народу за действия компании, и этот эфир сделал его чуть ли не рок-звездой:
— Некоторые наши критики говорят, что Coca-Cola совершила маркетинговую ошибку. Циники утверждают, что мы это всё спланировали заранее, чтобы поднять продажи. Истина же в том, что мы не настолько идиоты, чтобы сделать первое, и не настолько умны, чтобы провернуть второе.

Нотр-Дам

5 Дональд Р. Кью: Человек, который заставил бренд Coca-Cola сиять

Дональд Кью поддерживал близкие отношения с элитным университетом Нотр-Дам, расположенном в городе Саут-Бенд (штат Индиана). Пятеро из шести его детей в разные годы обучались здесь. В 1985 году Кью сам получил почетную степень, а в 1993-м отмечен высшей наградой университета, медалью Laetare. В 1998 году почетную степень здесь же получила и супруга Дональда — Мэрилин Кью. В последние годы Кью был председателем совета попечителей этого вуза.

В 2014-м университет Нотр-Дам объявил о начале строительства на своей территории нового колледжа. Это стало возможным благодаря 50 млн долларам, пожертвованным Дональдом Кью.

6 Дональд Р. Кью: Человек, который заставил бренд Coca-Cola сиять

Академия лидерства

В 2013 году Coca-Cola создала программу обучения своих топ-менеджеров «Академия лидерства по системе Дональда Р. Кью» (Donald R. Keough System Leadership Academy). Обучение по этой программе, основанной на жизненном опыте Дональда Кью, уже прошли 26 руководителей подразделений Coca-Cola из 17 стран.

На открытии академии выступил действующий президент компании Coca-Cola Мухтар Кент. Он сказал:
— Дональд знает о нашем бизнесе столько, сколько ни один человек в мире даже не может себе представить. При этом у него есть настоящая страсть к бизнесу и любовь к Coca-Cola. Иными словами, его знания находятся не только в голове, но и в сердце.

«Человеческий мозг — как губка. Если вы позволите ему засохнуть, он начнет шелушиться и развалится на куски. Его всё время надо смачивать, чтобы было, что из него выжимать»

Дональд Кью