Много десятилетий Coca-Cola продавала с большим успехом, по сути, один-единственный продукт. В 1980-х годах компания приняла смелое решение, выпустив новую Coca-Cola, но новинку ждал провал: покупатели потребовали возвращения оригинального рецепта. Говорят, что страх перед неудачей часто ограничивает готовность компании к экспериментам. Некоторые эксперты даже называют это «синдромом новой Coca-Cola». Сегодня в портфеле Coca-Cola уже тысячи наименований, и это только начало важных изменений. Новый главный исполнительный директор The Coca-Cola Company Джеймс Куинси собирается в скором времени придать корпорации черты успешных хай-тек компаний. Как это будет происходить, Джеймс рассказал в интервью немецкому изданию Welt am Sonntag (публикуем с сокращением).

— Джеймс, производство напитков до сих пор кажется не самой прогрессивной сферой в плане новых технологий. Это на самом деле так?

— Совсем не так. На самом деле внутри компании все цифровые технологии работают везде, где это нужно, и во многих отношениях мы пионеры. Лет 20 назад, когда IT только начали проникать в корпоративную жизнь, у нас даже почтовый сервис был собственной разработки. Сейчас, конечно, мы такими вещами не занимается, используем готовые решения, а наши технические инновации смотрят в сторону потребителя. Роберт Вудрафф (один из самых знаменитых директоров Coca-Cola) давно придумал девиз: «Coca-Cola всегда должна находиться на расстоянии вытянутой руки от желания потребителей». Сегодня, когда у вас в руках смартфон, эта фраза приобретает буквальный смысл. Ваше желание и наш продукт должен разделять всего один клик. У себя такие технологии мы уже внедрили. Например, наши торговые представители стали одними из первых, кто приходит к ретейлерам с iPad'ом в руках.

Фото: Welt am Sonntag

— И как это происходит?

— Приложение на планшете помогает подобрать для наших клиентов решения по ассортименту и выкладке напитков. Данные обрабатываются в режиме реального времени, и всю историю ваших закупок можно просмотреть на мобильном устройстве. Мы постоянно разрабатываем новые опции для клиентов. Например, команда в Германии придумала приложение Get Happy. По сути это цифровая карточка лояльности для киосков, пекарен и ресторанов. Клиенты через нее сами смогут делать заказы. Так что мы много экспериментируем.

— Для Coca-Cola это что-то принципиально новое…

— Да. Нам нужно пройти через период экспериментов и отступлений от правил и быстро понять, что работает, а что — нет.

— «Культура съедает стратегию» — любят говорить консультанты по менеджменту. То есть даже самая умная стратегия не работает, если она не учитывает особенности корпоративной культуры. Не боитесь этого?

— Это так, и поэтому крайне важен тон, который задает руководство. Для меня это значит, например, дать понять сотрудникам, что не стоит тратить слишком много сил и времени на перфекционизм. В этом новом мире нам нужно быстро сделать версию 1.0 и научиться на ней работать. Если решение не стрельнуло, мы перестаем им заниматься, и это абсолютно нормально. Если получилось хорошо, но не идеально, мы делаем версию 2.0, а потом 3.0. Все удачные находки масштабируем. Мы должны быть решительными и действовать быстро, а еще — следовать плану и показывать результаты. В этом заключается менталитет высокотехнологичной компании. И для того, чтобы эти культурные изменения выработались, руководство должно подавать личный пример.

Фото: Welt am Sonntag

— И как вы его подаете?

— Всячески поддерживаю культуру, в которой мы рискуем и используем новые подходы. Я не ожидаю, что всё будет идеально. Понятно, что все смотрят на меня. В 2015 году я взял на себя ответственность за все операционные подразделения Coca-Cola. Не думаю, что кто-то помнит, о чем я говорил в первую неделю на этой должности, зато все запомнили, что я был в джинсах в офисе в свой первый день. Так что каждое твое действие — это сообщение для сотрудников.

— Как диджитализация изменит вашу отрасль?

— Новые технологии меняют всё, в том числе продажу напитков. Приведу только один пример. У ресторанов ограничено место для хранения бутылок, а у диспенсеров для продажи напитков, в свою очередь, есть ограничение по количеству брендов. То есть вы вынуждены ограничивать свое предложение из-за чисто физических условий. Мы разработали вендинговый автомат-диспенсер Coca-Cola Freestyle. Суть этой инновационной системы продаж напитков в том, что в ней используются картриджи, как у принтера: 140 штук с разными вкусами в одном автомате! Покупатель может самостоятельно сделать себе напиток в любой комбинации и пропорции вкусов.  

Фото: Welt am Sonntag

— Напитки из картриджа — необычная идея.

— В США уже десятки тысяч таких автоматов. Наши клиенты (например, владельцы ресторанов) их любят, потому что они дают более широкий выбор напитков для посетителей. Потребители тоже в выигрыше, ведь могут выбрать практически любой напиток, который им вздумается. В будущем вы сможете сделать такой заказ через приложение и получить его с доставкой на дом, допустим, Fanta Лимон, смешанный с Coca-Cola Zero. Это, конечно, всё еще на уровне теории, но она может стать реальностью через несколько лет. Технология уже доступна, это просто вопрос экономической эффективности.