Когда Coca-Cola начнут развозить на дронах, как доставить напитки сразу всем гостям Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, как инновации на 60% снизили аварийность и каково это — отвечать за одну из крупнейших в FMCG-секторе систем дистрибуции? Рассказывает директор по логистике и планированию компании Coca-Cola HBС Россия Андрей Павлович.

Coca-Cola HBC Россия располагает огромной дистрибуционной цепочкой: 10 заводов, 30 центров дистрибуции, почти 300 тысяч точек продаж. В день компания выполняет около 50 тысяч заказов по доставке. В парке сейчас более 3,5 тысячи легковых автомобилей и более 500 грузовиков.

— Андрей, как вы собираетесь обеспечить напитками всех гостей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018? Наверняка в городах проведения будет масса ограничений для транспорта.

— Да, это будет непросто! Нам предстоит обеспечить 11 стадионов в 9 городах напитками и маркетинговыми материалами. Организаторы предъявляют очень высокие требования. У нас уже был такой опыт во время Олимпиады в Сочи и Кубка Конфедераций FIFA 2017, и сейчас целая команда занимается тем, что обучает людей этим стандартам. Доставку мы будем делать сами, без привлечения внешних логистических операторов. Специально для Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 мы закупили 48 новых грузовиков. Тур Кубка Чемпионата мира по футболу FIFA с Coca-Cola в 25 городах — настоящая проверка наших возможностей. Вообще Система Coca-Cola поддерживает многие крупнейшие спортивные соревнования. Это говорит о том, что у нас есть необходимая экспертиза для обеспечения бесперебойной доставки напитков и материалов в срок на все стадионы.

— Кстати, неужели можно развезти напитки по всей стране всего 500 грузовиками?

— Наш бизнес сезонный, сам рынок трансформируется: появляются новые ретейлеры, меняется потребительская корзина, многие люди теперь делают покупки онлайн, даже когда речь идет о еде и напитках. Учитывая внешние изменения, мы совершенствуем свою стратегию, чтобы повысить эффективность доставки. Например, сотрудничаем с внешними логистическими операторами, а также с другими производителями товаров народного потребления и крупными ретейлерами. Некоторые торговые сети сами стали крупными перевозчиками, мы тоже не остаемся в стороне. В этом году мы начали делать доставку некоторых внешних грузов, чтобы повысить эффективность использования корпоративного парка, уменьшить порожний пробег и снизить вредные выбросы в расчете на единицу продукции.

— Как вы думаете, перевозка грузов в итоге подвергнется уберизации?

— Цифровые технологии интересны сейчас всем, за этим наше настоящее и будущее. Сервис Uber Cargo — еще одно подтверждение этому, но пока эта система только развивается. Рынок ищет себя, есть множество стартапов. Мы начали процесс с электронных площадок 5–6 лет назад, постепенно давали доступ к нашим грузам всё большему спектру компаний-грузоперевозчиков. Сейчас мы думаем над тем, как агрегировать эти данные и автоматизировать все процессы. Но свою платформу мы разрабатывать не будем, так как верим в открытые платформы.

— А что насчет электрокаров и дронов? Когда Coca-Cola будет доставляться по воздуху?

— Мы уже протестировали электроавтомобили всех массовых производителей в своем корпоративном парке. Пока у нас в стране слабо развита зарядная инфраструктура. Пробег электромобилей недостаточный, особенно с учетом нашего климата. Я лично тестировал модели и далеко не всегда доезжал из дома или на работу. Та же история с автономными автомобилями и дронами. Тут мы в самом начале пути, но держим руку на пульсе. Пока мы не убедимся, что какая-либо технология соответствует нашим стандартам качества и безопасности, мы не будем ее применять.

— А вычислительные технологии? Большие данные, например, как-то используете?

— Повсеместно! Один из примеров — наша система безопасности для корпоративного парка. Более половины наших автомобилей оборудованы Mobilye — интеллектуальной системой предотвращения аварий и помощи водителю. Она позволяет мониторить поведенческое вождение — соблюдение скоростного режима, включение-выключение поворотников при приближении к автомобилю и многое другое. В итоге за несколько лет мы собрали массив данных, проанализировали их и составили индекс безопасности каждого водителя. После этого мы вычленили группу риска и стали точечно работать, воздействуя персонально на каждого водителя. В итоге с 2014-го по 2017 год мы снизили количество ДТП на 63%, а аварийность на 1 километр пробега — почти в 2,5 раза. Убежден, что самое важное — это мотивация людей, а не автоматизированное выявление и анализ их ошибок. Мы стараемся сделать водителей Coca-Cola амбассадорами безопасности дорожного движения.

— Как вам это удается?

— Видели таблички «Я соблюдаю ПДД. Не согласен? Звони»? Хоть менталитет нашей нации не позволяет жаловаться, но всё равно такая визуализация на автомобилях постепенно меняет ситуацию. Мы не только работаем с теми, кто систематически нарушает правила дорожного движения, но и премируем сотрудников за безопасное вождение. Вот уже три года мы проводим чемпионаты водительского мастерства. Собираем лучших водителей грузовиков, погрузчиков, легковых автомобилей со всей страны и приглашаем в Москву, где проводим состязания как по вождению, так и по знанию правил. Это настоящий праздник, на который собираются семьи и зрители. В этом году были даже гости из Министерства транспорта РФ и высоко оценили нашу инициативу.

— Не наблюдаете ли вы дефицит кадров в области логистики?

— Наблюдаю, особенно в сфере планирования и анализа. Аналитики и планеры — люди, которые принимают очень серьезные для бизнеса решения каждый день. Тут любая ошибка стоит дорого. Несколько лет назад мы начали менять требования к специалистам по планированию поставок, создали центр экспертизы, чтобы «выращивать» людей ускоренно. Такие программы есть и по другим специальностям в функции логистики компании Coca-Cola HBC Россия. Плюс каждый работник имеет индивидуальный план развития. Помимо материальной мотивации, мы также даем сотрудникам нематериальные стимулы.

Мы стараемся удерживать таланты и растить их сами. Отличный пример того, как мы развиваем будущих лидеров компании, — это программа менеджеров-стажеров. Мы берем вчерашних выпускников, обладающих высоким потенциалом, и в течение двух лет делаем их руководителями: погружаем их в работу разных функций компании и даем им реальные проекты. Идеи этой молодежи — будущее нашего бизнеса. Человек создает искусственный интеллект, который начинает нас догонять, поэтому нам нужно работать на опережение.

— А как вы сами стали директором по логистике и планированию Coca-Cola HBC Россия?

— Я учился в Волжской государственной академии водного транспорта в Нижнем Новгороде по специальности «Эксплуатация транспорта». После этого работал на заводах одной международной пивоваренной компании в Башкирии, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. 8 лет назад в компании Coca-Cola HBC Россия я начал свою карьеру в планировании, а 2,5 года назад получил должность директора по логистике и планированию с прямым подчинением генеральному директору. Получается, я почти всю жизнь занимаюсь логистикой и постоянно учусь чему-то новому, ведь грузоперевозки — это кровеносная система экономики. Поэтому для меня логистика — это жизнь.