Руководство для взрослых, которые — хлебом не корми — мечтают выйти на сцену и сделать это хорошо

На место в государственном театре мы не метим: тут лучше поступить в театральный вуз, отдаться учебе на несколько лет и стать профи. У нас речь о хобби, так что мы сыграем в выпускном спектакле школы актеров, а если попрет — создадим независимый мини-театр. Они популярны на Западе, а в России движение только набирает силы. Тем проще влиться в мейнстрим и даже возглавить его.

Приготовьтесь учиться

Первым делом надо освоить основы актерского мастерства. Даже тем, кто абсолютно уверен в себе и в детстве участвовал в спектаклях. Дети непосредственны и все как один — талантливы. Но с возрастом, да еще без практики природные способности к игре теряются.

Кто-то возразит: многие всемирно известные актеры нигде не учились и отлично себя чувствуют. На самом деле авторы списков «Топ-10 актеров-неучей» лукавят: все эти звезды, за редким исключением, либо играют непрерывно с самого детства (а практика — лучшая школа), либо учились профессии не в вузах, а где-то еще. Скажем, Леонардо Ди Каприо или Брэд Питт действительно добились успеха без профильной «вышки», но тем не менее прошли через актерские курсы. Совсем без образования вряд ли получится прыгнуть выше массовки.

Плюс ко всему надо иметь в виду, что кино и театр —понятия разные, хоть и родственные. На сцене играют иначе, нежели перед камерами. Опытный наставник расскажет о нюансах и поделится секретами.

И главный аргумент в пользу обучения. Первый выход на сцену обычно происходит в небольшом зале, где расстояние между актерами и зрителями минимально. В таких условиях публика особенно остро чувствует фальшь. В случае неудачи снова появиться на сцене будет сложно или вовсе не захочется — и мечта погибнет. Обучение открывает дорогу к успеху.

472072643

Выберите школу актерского мастерства

Научиться по видеокурсам или книгам не получится. Зеркало, видеокамера и диктофон — хорошие инструменты для самоконтроля, однако новичкам необходим профессиональный взгляд со стороны. Это самый действенный способ замечать и устранять фундаментальные ошибки сразу — до того, как они войдут в привычку.

Уроки можно брать индивидуально или в группе. Лучше в группе — это путь наименьшего сопротивления. Вы с первого дня будете работать с людьми, которые станут вашими партнерами по сцене. К тому же, такие занятия обходятся дешевле.

Итак, давайте выбирать школу. Вот главное, на что стоит обратить внимание:

Срок обучения — от 3 месяцев. Обещания научить актерскому мастерству за несколько дней —утопия. Участники таких интенсивов схватывают единичные приемы, но выработать нужные навыки не успевают.

Занятия минимум раз в неделю, а лучше — два. Регулярность и частота уроков нужна, чтобы не забыть пройденный материал. Иначе каждый раз придется всё осваивать заново — никакого прогресса.

Адекватная цена. Слишком дешево — подозрительно. Слишком дорого — деньги на ветер. Средний ориентир — от 15 000 до 30 000 рублей в месяц.

Спектакль по окончании курса. Наша цель — сыграть перед публикой, поэтому спросите, запланирована ли вообще выпускная постановка пьесы или ее отрывков. Последний фактор имеет самый действенный результат, потому что каждый обучающийся получает главную роль по своему запросу. Кстати, расходы на спектакль обычно не входят в стоимость обучения. Аренда зала и костюмов, работа гримеров, — на всё это скидывается труппа.

Комфорт. Сходите на пробные занятия или мастер-классы в несколько школ и запишитесь туда, где понравится больше. Рациональных критериев нет: просто прислушайтесь к ощущениям.

Разгрузите свое плотное расписание: помимо «живых» уроков, будут домашние задания. Вам предстоит анализировать, разбирать и учить тексты, репетировать, повторять, отрабатывать чистоговорки. Не исключено, что преподаватель порекомендует дополнительно взять уроки по технике речи, а также по постановке дыхания и голоса.

483876497

Освойте азы актерского мастерства и сыграй в выпускном спектакле

По-здрав-ля-ем! И подозреваем, что вам захочется продолжать. Если так —

Не останавливайтесь

Основных путей развития — два.

У некоторых школ есть «высший эшелон» — театр, где играют лучшие выпускники разных лет. Ездят на гастроли, участвуют в конкурсах и развиваются от постановки к постановке. Доходы от продажи билетов организаторы, как правило, тратят на аренду зала, костюмы и реквизит.

Некоторые выпускники создают с однокурсниками собственные театры. Сложность в том, что каждому придется играть множество ролей помимо сценических: и осветителей, и костюмеров, и звукорежиссеров, и уборщиков. А еще — скидываться на декорации, аренду помещения для репетиций и спектаклей, оплату работы режиссера. Зато такие труппы полностью независимы. И если со временем получится зарабатывать — вся прибыль с выступлений ваша.

Лучшей вам публики и выходов на бис (и не верьте в приметы, но если найдете на сцене гвоздь — знайте: это к удачной роли). Занавес.

olya.png

Спасибо создателю авторского курса актерского мастерства «Человек играющий» Ольге Лариной за помощь в подготовке публикации. Ольга Алексеевна — режиссер, педагог по сценической речи с 30-летним стажем, профессор, член Союза театральных деятелей РФ