Учимся отличать барокко от постимпрессионизма и Итальянский Ренессанс от Северного. Когда разложим крупнейшие стили по полочкам, разберемся, как нескучно получать новые знания об искусстве. И — по музеям!

Узнайте Итальянский Ренессанс (Возрождение)

Это эпоха XV века, когда средневековая Европа перестраивалась и всё больше становилась похожей на современную. В живописи Итальянский Ренессанс  характеризуют два жанра.

Религиозный. Названия «Богоматерь с младенцем», «Благовещение», «Оплакивание» говорят сами за себя.

Портрет. Зачастую их дополняли пейзажами. Вспомни знаменитую Джоконду: таинственная незнакомка на первом плане, а за спиной — горы, деревья и река. Иногда кажется, что портреты эпохи Итальянского Ренессанса вырезали и наклеили на фон. Приглушенный мягкий колорит, матовость, интеллектуальность — всё это Возрождение.

Главные имена Итальянского Ренессанса: Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти

Разгадайте Северное Возрождение

В Нидерландах, Германии и Франции художники не обращали внимания на итальянцев, а формировали свой стиль — Северное Возрождение.

На живопись влияла готика, поэтому античности здесь нет. Давайте рассмотрим характерные черты стиля на двух примерах.

К раннему Северному Возрождению относят Яна ван Эйка. Посмотрите на его парный портрет купца с супругой. Спокойные лица, вытянутые фигуры, символические элементы, а в зеркале — отражения двух наблюдателей.

Иероним Босх и Питер Брейгель-старший — представители позднего периода Северного Возрождения. Ангелы, демоны, монстры, чудовища и химеры: на картинах изображено множество загадочных и пугающих существ. Сумасшествие и скрытый смысл выступают как единое целое.

Главные имена Северного Возрождения: Ян ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Иероним Босх, Питер Брейгель-старший, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах-старший

Отличи барокко

Обнаженные тела, буйство эмоций и красок, ощущение трагедии характерны для картин эпохи барокко, начало которой приходится на середину XVI столетия. Для нее также характерны диагонали в расположении элементов композиции, поэтому барочные полотна такие динамичные. А еще развитая мускулатура героев и религиозные сюжеты: сцены мученичества, снятие Христа с креста, распятие, Вознесение девы Марии и святых.

Главные имена барокко: Питер Пауль Рубенс, Караваджо, Диего Веласкес, Франс Снейдерс, Антонис ван Дейк

Распознайте классицизм

К началу XVIII века Европа начала уставать от пышности барокко — и появился классицизм.

Основных цвета — три: синий, желтый и красный.

На полотнах вы увидите повествовательные и назидательные сюжеты: классицизм стремился обучать и наставлять зрителя. И точно заметите симметричность элементов. Художники добивались ощущения театральности и торжественности момента.

Для классицизма характерны изображения грозы, дыма пожаров и развалин.

Главные имена классицизма: Никола Пуссен, Клод Лоррен

Постигните ампир

Ампир — стиль Французской империи. Развивался с 1800 года по 1830-е годы.

В 80% случаев на картинах изображен Наполеон или его супруга Жозефина. Простая подсказка: видите Наполеона — скорее всего, это ампир. Если на картине изображен кто-то другой (и это не Жозефина), то обычно это девушки в длинных платьях с завышенной талией на фоне пейзажа: женственные, элегантные, в обуви на плоском ходу, в палантинах и без пышных причесок. 

В целом стилю присущи монументальность, торжественность и напыщенность. На полотнах преобладает ярко-красный, темно-синий, белый и золотой цвета.

Главные имена ампира: Антуан-Жан Гро, Жак-Луи Давид

Определите рококо

Эпоха рококо развивалась с 1710-е по 1780-е годы. Это век любви, тайных свиданий и стильных женских будуаров. Поцелуи, эротика, нежный колорит, пастельные оттенки, пухлощекие ангелы (путти) и полуобнаженные нимфы — всё это рококо.

На картинах часто изображали уличные представления, музыкальные балы, тенистые аллеи парков. Рококо — это вечный праздник и никаких проблем.

Главные имена рококо: Франсуа Буше, Антуан Ватто, Никола Ланкре, Оноре Фрагонар

Вглядитесь в романтизм

Романтизм появился в 30-х годах XIX века и поставил на первый план индивидуальность и чувства.

Рассматривая эти картины, можно впасть в меланхолию и погрузиться в размышления. Как раз этого и добивались романтики. На полотнах часто изображены парки, развалины церквей, море, стихии, кораблекрушения, силуэты кораблей, горы, одинокая фигура человека на фоне пустынного панорамного пейзажа.

В гамме преобладают холодные оттенки: даже если на картине изображено солнце, то скорее всего это закат.

Главные имена романтизма: Каспар Давид Фридрих, Уильям Тернер, Эжен Делакруа

Почувствуйте импрессионизм

«Сплошное впечатлительство» — таким едким комментарием разразились критики, когда в первый раз увидели картину крупнейшего представителя импрессионизма Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Именно с этого полотна и начался импрессионизм. Это случилось в 1874 году в Париже.

Импрессионисты стремились запечатлеть момент «здесь и сейчас». Они выходили на пленэр (то есть на открытый воздух) и зарисовывали моменты «прямо из жизни», чувствуя цвета, запахи, слушая звуки.

Художники использовали свободный густой мазок и чистые яркие краски, что создавало особое настроение картины. Четких линий нет, единственное, что имеет значение, — то, как художник видит и чувствует момент.

Главные имена импрессионизма: Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро

Выявите постимпрессионизм

Свобода, скорость, широкие мазки, нереалистично яркие цвета, четкие контуры — в этом весь постимпрессионизм, развивавшийся с 1880-х по 1910-е годы.

Художники создавали картины-скульптуры: выдавливали масло из тюбиков, нанося его не только кистями и мастихином, но и пальцами, и локтями. Работали очень быстро, не сглаживая каждый миллиметр и порой оставляя незакрашенные части холста. Это создавало ощущение иррациональности формы и незаконченности, предоставляя зрителю шанс самому додумать финал.

Произведения постимпрессионистов по-детски наивны: мастера черным цветом обозначают контуры фигур, как дети обводят важные элементы.

Главные имена: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн

Не останавливайтесь

Постарайтесь регулярно узнавать о живописи новое.

 

Ходите в музеи. Делите изучение экспонатов одной галереи на несколько отдельных визитов: так вы больше запомните. Один культурный поход — одна тема.

Читайте книги. Из них базовая — «История искусства» Эрнста Гомбриха.

Смотрите фильмы. Начните с сериала производства BBC «Сила искусства» — о Караваджо, Рембрандте, Пикассо, Бернини, Давиде, Тернере, Ван Гоге и Ротко.

«Гуляйте» по музеям онлайн. Проекты Google Arts&Culture и WikiArt демонстрируют копии сотен произведений искусства в хорошем качестве.

Слушайте лекции. Онлайн, в музеях или в аудиториях — как вам удобнее.

Пишите эссе. Заведите блокнот и записывайте впечатления от картин того или иного художника.

expert.png

Спасибо Эльмире Ахмеровой, историку искусства, члену Ассоциации искусствоведов (АИС), ученому и преподавателю, за помощь в подготовке публикации. Эльмира регулярно читает лекции в лектории Level One и знакомит всех желающих с миром искусства. А в качестве продолжения этой статьи рекомендует лекцию коллеги Алины Аксеновой «Живопись Европы в Пушкинском».