Что? Coca-Cola и ASMR?

Этой весной Coca-Cola в России выпустила три рекламных ролика, в которых использована технология ASMR. Это когда приятные ощущения — как правило, мурашки по коже и легкое покалывание в затылке — вызываются особыми звуками, записанными на чувствительной аппаратуре. В роликах Coca-Cola это звуки жарящегося на огне мяса для бургера, закипания сыра в горячей пицце и спагетти в кипящей воде. Конечно, все они сопровождаются звуками лопающихся пузырьков и падающих в стакан кубиков льда. И это не первый раз, когда компания пробует технологию ASMR. Еще 45 лет назад, в 1974-м, Coca-Cola одной из первых использовала ASMR в рекламе.

Серьезно? АSMR в 1974-м?

Именно так. В 1974 году икона нью-эйджа Сьюзан Чани, пять раз номинированная на Грэмми, создала знаменитый аудиологотип Coca-Cola. Да-да, тот самый, в котором шипение напитка после щелчка открывающейся бутылки превращается в звук лопающихся пузырьков. Самое удивительное, что Чани не записала этот звук в студии, а создала его с помощью синтезатора Buchla 200, одного из первых в истории. Фактически у нее получилось то, что сегодня мы называем ASMR, хотя в 1974 году такого термина, конечно, не существовало.

Когда же появился этот термин и что он значит?

ASMR расшифровывается как автономная сенсорная меридиональная реакция. Этот термин не строгое научное определение, хотя ученые всерьез изучают феномен. Действительно, сотни тысяч людей по всему миру испытывают определенную реакцию на особые звуки — нежный шепот, шуршание, потрескивание и другие. Heather Feather, сделавшая множество популярных ASMR-роликов на YouTube, говорит про эффект ASMR так: «Это похоже на приятные мурашки, когда вас гладят по волосам или проводят по спине кончиками пальцев». Большинство людей говорят, что подобные ролики помогает расслабиться и снимают стресс, а некоторые даже отзываются о ASMR как о «массаже мозга». Сам термин ASMR — относительно молодой. Он появился в 2010 году — когда американка Дженнифер Аллен, специалист по кибербезопасности, создала в Facebook группу, посвященную феномену, который она назвала ASMR. Именно в этом сообществе впервые начали появляться ASMR-видео.

И эти видео стали популярными?

Да. Более того, незадолго до рождения термина ASMR, в марте 2009 года, на YouTube-канале WhisperingLife появилась аудиозапись с черным экраном, в которой девушка шепотом признается, что ей нравится слушать, как другие шепчут. Запись породила массу последователей, и с тех пор ASMR-ролики набирают миллионы просмотров. Например, у этого ролика, опубликованного в 2012 году, уже более 21 млн просмотров. А вот этот ролик, на котором ярко накрашенная девочка ест шоколадную туфлю, за 2,5 месяца посмотрели почти 5 млн раз. И это лишь два примера из многих тысяч.

А почему людям так нравится ASMR? Есть научное объяснение?

Технология ASMR до сих пор изучена недостаточно хорошо, но существует несколько исследований. В сентябре 2018 года американские ученые в журнале Bioimpacts опубликовали исследование, в котором с помощью МРТ изучали, что происходит в мозгу во время прослушивания ASMR. У испытуемых наблюдалась активация областей мозга, связанных с системой вознаграждения, формирования удовольствия и эмоционального возбуждения. В том же 2018-м исследование провели и британские ученые из Шеффилдского университета и Университета Манчестер Метрополитан. Их исследования, опубликованные в журнале PLOS ONE, подтверждают, что ASMR действительно снижает у испытуемых стресс и чувство грусти, при этом не влияя на сексуальное возбуждение.

Всем ли приятно от ASMR?

Многим, но всё же не всем. В мире существуют люди, страдающие мисофонией — отвращением к звукам. Их могут раздражать шепот, звуки употребления пищи, дыхания или шуршания упаковки. Причем одни могут казаться приятными, а другие — непереносимыми.

Хорошо, а реклама с ASMR действеннее?

Единого исследования этого вопроса не существует. Но, например, в 2015 году китайское отделение компании Dove выпустило серию ASMR-роликов, после которых число посетителей сайта подскочило на 515%, а объем продаж в сентябре 2015 года вырос на 55% по сравнению с сентябрем 2014 года. Кроме того, эта кампания получила 5,3 млрд упоминаний в интернете. Хорошие результаты показала ASMR-реклама IKEA Oddly IKEA, а также рекламные кампании полудюжины других брендов.

Можно тогда еще раз посмотреть ролики Coca-Cola?

Конечно! Вот они. Раз, два и три. Наслаждайтесь.