Опыт организации движения в социальных сетях

Небывалый случай: две сотрудницы Госдепартамента США организовали молодежное движение, получившее поддержку оргкомитета Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. Фара Пандит, специальный представитель исламских сообществ в американском Госдепартаменте, поделилась с Journey своими мыслями по поводу успешной кампании в социальных медиа «2011 часов против ненависти», соавтором которой она является.

Ненависть есть ненависть, независимо от того, на кого она направлена. Она может быть мотивирована чем угодно: вопросами расы, пола, сексуальности, национальности, религии и так далее. Все эти проблемы порождают агрессию, предрассудки, фанатизм и дискриминацию по всему миру. Отчет Госдепа по защите прав человека в 2011 году выявляет некоторые из этих тревожных тенденций. Во многих странах мы видим продолжающиеся преследования религиозных, расовых, этнических и сексуальных меньшинств. Их представители — «традиционные» объекты для дискриминации, многие регулярно подвергаются насилию.

К счастью, в мире всë громче раздаются призывы «сделать с этим хоть что-нибудь».

Ненависть — это, говоря языком психологии, «привычное поведение». Никто не рождается на свет с ненавистью в сердце. Поэтому борьба с ней должна начинаться с молодых людей. Нынешнее поколение, социально организованное благодаря Facebook и Twitter, играет активную роль в изменении манеры нашего общения друг с другом. Самые обычные люди создают свои движения по всей земле — от Детройта до Дели, от Норвегии до Нигерии. В сегодняшнем мире сила одного человека может быть многократно умножена, что не имеет прецедентов в истории.

Я хочу рассказать вам об одном таком движении — «2011 часов против ненависти», основанном в 2011 году для борьбы с этим постыдным явлением силами людей всего мира — точно таких же, как мы с вами. Всë началось совершенно спонтанно, и теперь, через 2 года, движение стало глобальным в полном смысле этого слова.

Как всë начиналось

Дело было в столице Казахстана Астане в июне 2010 года. Я сидела в конференц-зале, полном представителей стран-участниц ОБСЕ (Организации безопасности и сотрудничества в Европе) и нескольких неправительственных организаций. Наша конференция была посвящена толерантности и недопущению дискриминации. Согласно стандартному протоколу, представитель каждой страны имел право высказаться по вопросам, обозначенным в повестке дня. Я была в составе американской делегации, и мы все собрались там потому, что США собирались представить свою позицию по множеству вопросов, включая антисемитизм, христиано- и исламофобию и прочие формы дискриминации.

Я специальный представитель исламских сообществ в Госдепартаменте США. Эта позиция создана в июне 2009 года. Работаю с американскими посольствами по всему миру для реализации инициатив среди молодых мусульман в возрасте до 30 лет в различных странах: там, где мусульмане составляют большинство населения, и там, где они пребывают в меньшинстве. В этой роли я уже побывала в более чем 80 странах мира и знаю о проблемах молодого поколения мусульман не понаслышке.

Ханна Розенталь, на тот момент специальный представитель США по борьбе с антисемитизмом, также входила в состав нашей делегации. Работа Ханны отличается от того, что делаю я: обладая мандатом от Конгресса США, она отслеживает по всему миру проявления антисемитизма и предлагает различные пути борьбы с этим явлением.

Согласно первоначальному плану, я должна была «двинуть» речь о проблемах мусульман, а Ханна собиралась высказаться по поводу антисемитизма. Но в последний момент мы всë переиграли. Мы сделали то, чего раньше никто и никогда до нас не делал: поменялись нашими речами. Когда делегацию США попросили высказаться по проблемам антисемитизма, я встала и высказала нашу позицию. И Ханна сделала то же самое, когда пришел черед нашей делегации говорить об исламофобии. Обе наши речи заканчивались одинаково: «Евреи не в состоянии бороться с антисемитизмом в одиночку. Мусульмане тоже не способны побороть исламофобию одни, сами по себе. Цыгане не могут бороться в одиночестве. И ЛГБТ-сообщество также не может этого сделать. И этот список можно продолжать до бесконечности. Ненависть есть ненависть, но мы можем побороть ее — все вместе!»

Кстати, здесь можно прочитать полный текст моего тогдашнего выступления, переведенный на русский. 

После наших выступлений нас буквально «атаковала» молодежь из неправительственных организаций. Все они говорили о том, что хотят что-нибудь сделать для исправления такой ситуации — стать частью той силы, которая противостоит ненависти во всех ее проявлениях. Они говорили от всего сердца, и мы услышали их призыв к действию. Возвращались мы в Вашингтон, полные решимости использовать наши возможности и уже сделать наконец хоть что-то!

В феврале 2011 года мы снова приехали в ОБСЕ и официально представили кампанию «2011 часов против ненависти» в штаб-квартире организации в Вене. Главным информационным каналом кампании был выбран Facebook, через который мы призвали молодежь объединиться во имя уважения друг к другу, независимо от того, какой мы расы, пола, национальности, сексуальной ориентации и так далее.

«2011 часов против ненависти» — это движение, созданное на основе добровольного участия. Каждый, кто нас поддерживает, может внести свой вклад в движение следующим образом: нужно провести час своей жизни с кем-то, кто все еще несет в своем сердце ненависть. И попытаться переубедить его в этом. Мы призвали представителей поколения Next представить себя на месте другого человека.

Мы получили множество приглашений от стран-участниц ОБСЕ посетить их государства и распространить там идеи нашей кампании. Конечно, государственное участие было очень важно, но в то же время мы знали, что ключ к успеху кампании лежит в участии обычных людей — граждан мира. Мы хотели поощрять спонтанность, креативность и личное участие людей по всей планете в кампании.

Мы с Ханной путешествовали по всему миру, пропагандируя наши идеи везде — от Кордобы до Стамбула и Бангкока. Молодежь активно вступала в ряды движения, журналисты писали о нас статьи, словом, маховик кампании начал раскручиваться. Города, университеты, артисты, бизнесмены, молодежные группы, общественные организации и обычные люди начинали применять в жизни наши принципы и становились волонтерами. Бразилец Ромеро Бритто, всемирно известный художник, нарисовал для нас логотип — настоящий шедевр искусства! А группы Linkin Park и Chromeo сняли в честь кампании видеоклипы. К концу 2011 года нам были посвящены тысячи часов личного времени людей, но мы всë еще не знали, что должно стать нашим следующим шагом.

Олимпийский успех

Благодаря поддержке британских общественных деятелей, оргкомитет лондонской Олимпиады-2012 разрешил нам провести акцию «Часы против ненависти» во время Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне.

Это была редкая удача, и предоставленный шанс нас очень воодушевил. Мало какое событие из происходящих на планете так идеально вписывалось в нашу концепцию, как Олимпийские игры. В итоге мы подписали с оргкомитетом соглашение об официальном партнерстве. Огромная честь для нас!

Воспользовавшись поддержкой Олимпийского движения, мы присоединились к предолимпийской кампании, участвовали в эстафете олимпийского огня в Афинах и Эдинбурге, организовали концерт с участием Дэйвида Стюарта и других музыкантов, начали сотрудничать с организацией Говарда Баффета «Институт глобального воздействия» и участвовали в Марше просвещения в Тоттенхеме за неделю до открытия Олимпиады в Лондоне.

Джудит Хьюман, специальный советник США по международным правам инвалидов и шестикратная чемпионка Паралимпийских игр, а также велосипедистка Эллисон Джонс стали нашими амбассадорами во время визитов в британские начальные школы в ходе Паралимпиады в сентябре 2012 года. Еще одно очень плодотворное сотрудничество состоялось у нас с канадской компанией Social Fitness. Они так вдохновились нашей кампанией, что разработали и выпустили специальное приложение для смартфонов, которое позволяет своему владельцу «пройти милю в чужой обуви» (английское выражение, эквивалентное русскому «поставить себя на чужое место»).

После Олимпиады

Кампания «2011 часов против ненависти» затронула сердца людей во всех уголках мира. Наше послание — очень личное. Люди могут бороться с дискриминацией различными способами. И сегодняшняя молодежь не сможет построить свое будущее, если не разберется с проблемами, корни которых тянутся из прошлого. Мы помогаем людям сделать всего один шаг — но очень важный.

На разных континентах мы видим множество исторических примеров того, как разные группы людей все-таки сосуществовали мирно. Конечно, «золотого века» никогда не было, но мы знаем, что люди могут жить без постоянной ненависти друг к другу. Мы уверены в том, что это поколение желает будущего, основанного на принципе взаимоуважения. И мы не добьемся этой цели завтра, если не будем говорить о проблеме уже сегодня.

Все вместе мы боремся за уважение и выступаем против унижения. Присоединяйтесь к нашей кампании — нас легко можно найти в Twitter и на Facebook