Вертолет — классная штука: можно отправиться и в путешествие на сотни километров, и пролететь всего пару кварталов, чтобы проверить, выключен ли дома утюг. Или просто повисеть в воздухе, было бы желание. И умение управлять винтокрылым зверем. Как научиться — сейчас расскажем

Разновидностей вертолетов — бесчисленное множество: от крохотных одноместных до гигантов, способных поднять в воздух 20 тонн груза. В качестве учебных вертолетов чаще всего выступают четырехместные Robinson R44: простые, надежные и красивые машины с поршневым двигателем. Максимальная скорость — 220 км/ч, высота полета — до 4 259 метров, дальность — до 600 км. На Robinson R44 вы скорее всего и отправитесь в первый полет. Но сперва — подготовительная работа.

Выберите учебный центр или аэроклуб

Аэроклубов, где предлагают совершить один-два полета с инструктором, много. А вот учебных центров, в которых можно пройти серьезное обучение и в итоге получить свидетельство частного пилота — по пальцам пересчитать. Например, в Москве их только два. У такого учебного центра должен быть действующий сертификат Росавиации: полный список таких школ — на сайте ведомства.

Совершите первый полет

Для этого не надо обращаться в сертифицированный учебный центр — проще загуглить в Яндексе адрес ближайшего аэроклуба. Прогулочный или ознакомительный полет длительностью 30 минут обойдется примерно в 11 000 рублей. Управлять машиной будет пилот, а вы сядете рядом и, возможно, сможете несколько минут «порулить» — уточните информацию о такой возможности в аэроклубе. Даже если такого шанса нет, вы поймете, что это вообще такое — летать на вертолете. А заодно насладитесь живописными видами, открывающимися из больших окон (это вам не иллюминаторы).

Вариант интереснее — мастер-класс. Он включает небольшое теоретическое занятие (как летает вертолет, как им управляют, что можно делать, что нельзя) и полет с пилотом-инструктором. Это не просто путешествие из точки А в точку Б и обратно, а еще и упражнения на спортивной вертолетной площадке. Штанги тягать не придется, а вот самому поманеврировать на малых высотах, понять принципы управления машиной и получить удовольствие от полета — это запросто. Стоимость такого мини-курса — около 50 000 рублей.

Но самый шик для новичка — программы с несколькими полетами. На теории вам расскажут об устройстве вертолета, основах аэродинамики и мастерстве пилотирования. А на практических уроках вы сможете по-настоящему ощутить себя пилотом. Инструктор будет сидеть рядом, чтобы подстраховать в случае необходимости, но штурвал будет вашим. Цена серьезная, около 100 000 рублей. Зато впечатлений хватит на целую жизнь. 

Станьте настоящим пилотом

Полный курс обучения — дело небыстрое: на всё про всё уйдет от 4 до 6 месяцев. Для начала важно понять, пойдет ли вам фуражка с кокардой (впрочем, она идет всем). Потом необходимо получить допуск от врачебно-летной комиссии: чтобы ее пройти, придется собрать медицинские справки и провериться у врачей. Но это всегда полезно, к тому же, ради неба можно немного и по земле побегать. После бумажно-медицинских дел — 232 часа теории, 43 часа полетов, серьезный экзамен и, в случае успеха, официальное свидетельство частного пилота. Оно дает право самостоятельно управлять вертолетами того типа, на котором вы учились. Чтобы пересесть, например, с поршневого Robinson R44 на газотурбинный Robinson R66 (быстрее, выше, мощнее), нужно пройти переподготовку. Курсы настоящего пилота-вертолетчика стоят недешево: около 1,5 млн рублей. Покупать собственный вертолет необязательно — его можно арендовать в тех же аэроклубах.

Летать или не летать — решать вам. Но разве тут вообще есть повод для раздумий?

expert.png

Написать этот текст нам помог Антон Кальницкий из вертолетного центра Heliport Moscow. Спасибо ему за это!