Многие думают, что Coca-Cola наиболее популярна у себя на родине, в США. Но это не так. Главные мировые фанаты напитка — мексиканцы. Они считают, что их Coca-Cola самая вкусная (и называют ее «мекси-колой»), используют ее в религиозных практиках и однажды даже избрали президента Coca-Cola президентом своей страны.

История Coca-Cola в Мексике. Начало

Бренд Coca-Cola можно смело назвать частью мексиканской культуры. Знаменитый логотип красуется буквально везде — от въезда в деревни до питьевых фонтанчиков в школах. Напиток здесь пьют даже тогда, когда чувствуют недомогание. В некоторых районах Мексики дешевле и легче найти бутылочку Coca-Cola, чем обычную питьевую воду.

Но так было не всегда. Первый официальный ботлер в Мексике открыл линию в 1920-е годы, но бум напитка начался только на рубеже 1970-х годов. Во многом благодаря усилиям одного человека! В 1964 году Висенте Фокс стал торговым агентом Coca-Cola, и именно ему удалось добиться от местных торговцев лояльности к Coca-Cola, а не к конкурентам. Это совпало с мощной рекламной кампанией бренда. В 1968 году корпорация спонсировала Олимпийские игры в Мехико, в 1970-м — Чемпионат мира по футболу FIFATM. Реклама Coca-Cola была практически везде. «Тогда мы пили 8, 10, 12 банок в день», — вспоминает Фокс.

От президента Coca-Cola Mexico до президента Мексики

Фокс — прирожденный продавец. Когда он начал работать на Coca-Cola, он верил, что американская мечта распространяется и на мексиканцев. Он сам — отличный пример воплощения американский мечты в жизнь. Благодаря Фоксу львиную долю рынка страны заняла Coca-Cola, агрессивно отвоевав ее у конкурентов. Получив заслуженное повышение, Фокс столкнулся с новым вызовом: правительство Мексики было против сотрудничества с корпорациями и против большого бизнеса в целом.

Однажды его пригласили на аудиенцию с президентом страны. Луис Эчеверриа очень хотел узнать фирменный рецепт Coca-Cola и национализировать ботлеров компании. Как вспоминает Фокс, ему с командой с трудом удалось переключить внимание политика на новую креветочную ферму. Компания построила ее в качестве эксперимента, чтобы продавать креветки своему крупнейшему клиенту — McDonald’s. Трюк удался, и большую часть встречи с президентом разговор велся о креветках. Это была политическая победа Фокса и корпорации. Вскоре после этого Фокс стал президентом Coca-Cola в Мексике.

После выхода на пенсию Фокс решил идти в большую политику, и в 2000 году его избрали президентом Мексики. Правление Фокса разочаровало многих мексиканцев, но при нем бизнес Coca-Cola в Мексике вышел на новый уровень. Одной из причин взрывного роста Coca-Cola в стране стало Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Страна присоединилась к нему еще в 1994 году, и напитки Coca-Cola стали намного доступнее для простых мексиканцев.

Coca-Cola и Церковь в Сан-Хуан-Чамула

Популярность напитка в Мексике проявилась и необычным образом. Так, в южном штате Чьяпас, в деревне Сан-Хуан-Чамула, что в окрестностях городка Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, действует церковь Иоанна Крестителя. Прихожане приходят сюда с баночками Coca-Cola, пьют ее в лечебных целях, используют в религиозных практиках и создают из баночек декорации.

Посетивший церковь журналист Business Insider рассказывает, что здесь исповедуют смесь католицизма с местной религией и верят, что Coca-Cola помогает защищаться от злых духов

«Мекси-кола» и ее изысканный вкус

Интересен также феномен мексиканской Coca-Cola (или «мекси-колы»). Этот напиток производили в Мексике и затем импортировали. Сначала его делали только для внутреннего потребления, но вскоре он стал популярен в США. Фанаты «мекси-колы» считают ее вкус более естественным. Ходит легенда, что разница вызвана изменением формулы напитка: в Мексике якобы используется тростниковый сахар, а в Америке — кукурузная патока (хотя это не так, технология производства везде одинакова).

Неоднозначные результаты также показала слепая дегустация обоих «сортов». Некоторые ее участники отметили, что мексиканский вариант Coca-Cola «более сложен по аромату, в нем чувствуются специи и травяной оттенок». Дегустаторы во время другого теста предпочли Coca-Cola, произведенную в США, не заметив особой разницы между напитками. А по мнению самого Фокса, у «мекси-колы» более концентрированный вкус.

Что дальше: меньше сахара, больше инвестиций

В начале двухтысячных компания Coca-Cola в Мексике начала добавлять в свой портфель напитки с пониженным содержанием сахара, и сегодня они составляют уже почти половину ассортимента напитков от Coca-Cola.

В 2014 году The Coca-Cola Company и ее мексиканские ботлеры анонсировали совместные инвестиции в развитие инфраструктуры компании в Мексике в размере $8,2 млрд сроком на 6 лет. Цель — увеличить количество рабочих мест в стране, развить более экологически чистые технологии производства напитков и заняться различными социальными проектами, в том числе популяризацией идеи физической активности. А что касается интересов самой компании, то ей можно только позавидовать: в 2017 году доходы Coca-Cola в Мексике выросли на 14,7%.

Статья подготовлена по материалам Business Insider