В 1971 году вышел самый известный рекламный ролик в истории Coca-Cola. За последующие полвека было снято около дюжины его продолжений, и он сотни раз становился объектом дружеских пародий. Но началась история в небольшом аэропорте, где сотни людей пережидали непогоду. Рассказываем все по порядку.

17 мая 2015 года вышла последняя серия знаменитого сериала «Безумцы», в котором рассказывается история вымышленного рекламного агентства из Нью-Йорка на протяжении 1960-х, а также его креативного директора — Дона Дрейпера. Она стала самой обсуждаемой серией из всех сезонов. Во многом это произошло потому, что в самом конце, во время сеанса медитации Дрейпер, видит кадры самого знаменитого рекламного ролика в истории Coca-Cola. В англоязычном мире он известен под названием Hilltop — то есть, «Вершина холма».

Финал сериала «Безумцы», 17 мая 2015

Финальная сцена, намекающая на то, что именно Дрейпер придумал знаменитый ролик, произвела сенсацию. Создателям сериала и компании Coca-Cola пришлось сделать серию заявлений: да, несмотря на то, что в действительности Дрейпера не существовало, именно он, по сюжету сериала, придумывает знаменитый ролик.

Ажиотаж вокруг концовки был связан с тем, что сам ролик, и специально записанная для него песня приобрели культовый статус в 1971 году, когда впервые были показаны по телевизору в США, и на протяжении последующих 50 лет интерес к ним не ослабевал.

В реальной жизни идея ролика принадлежала не выдуманному Дону Дрейперу, а Биллу Бэйкеру, креативному директору рекламного агентства McCann Erickson. Согласно его воспоминаниям, идея пришла к нему не во время медитации, а, скорее, при полностью противоположных обстоятельствах. 18 января 1971 года Бэйкер летел из Нью-Йорка в Лондон, но из-за сильнейшего тумана, самолет вынужденно сел в ирландском аэропорту Шаннон, где Бэйкер надолго застрял с сотнями других пассажиров. Люди волновались и злились, но вскоре Бэйкер заметил, что почти все взяли себе по бутылочке Coca-Cola и расселись небольшими компаниями.

В этот момент Бэйкер записал на салфетке фразу «I'd like to buy the world a Coke» (Я бы хотел купить всему миру Coca-Cola). Уже в Лондоне он обратился к британскому композитору Роджеру Куку, который практически сразу сочинил песню с такими словами. А еще через несколько недель, в феврале 1971-го, лондонская группа The New Seekers записала для рекламной кампании Coca-Cola песню «I'd Like to Teach the World to Sing».

The New Seekers, I'd Like to Teach the World to Sing (In Perfect Harmony), 1971

Уже 12 февраля песня была использована в рекламной кампании на радио, но полностью провалилась. Несмотря на это, Бэйкер убедил Coca-Cola снять на «провальный» трек рекламный ролик-клип, в котором песню хором исполнят молодые люди со всех концов света. Съемки прошли на холме в 40 км от Рима и стоили $250 тыс. (почти $1,5 млн. в современных ценах), что делает ролик самой дорогой рекламой на тот момент.

Ролик Hilltop, 1971 год

60-секундный ролик заканчивался титром «На вершине холма в Италии мы собрали молодых людей со всего света — чтобы донести до вас это послание от компании Coca-Cola по всему миру». Впервые он был показан в июле 1971-го и мгновенно приобрел феноменальную популярность во множестве англоязычных стран. В течение короткого времени компания Coca-Cola получила более 100 тысяч восторженных писем с благодарностью за ролик и за песню.

Одной из немногих англоязычных стран, где ролик не был показан, была ЮАР, где в тот момент действовала политика апартеида, ущемляющая права чернокожего большинства. Правительство ЮАР запросило у Coca-Cola перемонтировать ролик таким образом, чтобы в кадре не было чернокожих, однако компания категорически отказалась.

Успех рекламного ролика сказался и на продажах сингла группы The New Seekers. Правда, в виде пластинки вышла запись, в которую добавили дополнительные куплеты, и убрали отсылки к Coca-Cola. Сама компания получила в 1971-м около 80 тысяч долларов авторских отчислений за принадлежащую ей песню, однако все деньги передала ЮНИСЕФ — детскому фонду ООН.

Уже в следующем году, под Рождество, Coca-Cola выпустила ролик-продолжение, в котором те же герои исполнили ту же, песню, но уже с рождественскими свечами в руках, образовав на вершине холма очертание гигантской елки. В последующие два десятилетия вышло около дюжины разных версий ролика (в одном из них даже появился Микки Маус). А в 1990-м, накануне двадцатилетия ролика, вышла специальная версия, в которой собрались участники самого первого ролика вместе со своими детьми.

Ролик Hilltop Reunion, 1990 год

Официальные и неофициальные версии ролика регулярно выходят до сих пор. Например, в 2015 году Coca-Cola выпустила новую версию, а в 2011-м семья из США специально для Coca-Cola сыграла знаменитую мелодию при помощи сложной машины, состоящей из игрушек, бутылок, мотоцикла и множества других вещей.