В своем личном блоге на Medium CEO The Coca-Cola Company Джеймс Куинси сказал о том, о чем всем нам было страшно даже подумать. «Мы относимся к нашей планете так, как будто где-то в мире есть еще одна, запасная, и когда мы используем эту, просто сможем взять с полки новую», — написал он. Sad but true: так оно и есть. Чтобы решить эту чудовищную проблему, мы запустили глобальную стратегию #WorldWithoutWaste («Мир без отходов»). Ее суть в том, что The Coca-Cola Companу, наши крупнейшие партнеры и каждый отдельно взятый человек вместе могут переработать столько же упаковки, сколько выпускается на рынок.

Как мусор попадает в океан?

Раньше считалось, что «виноваты» прибрежные страны, которые выбрасывают отходы вблизи океана, но всё оказалось сложнее. Экологи выяснили, что воду загрязняют микроскопические частицы пластика, которые «прилетают» со свалок по всему миру. Происходит это так: огромные кучи мусора размягчаются под лучами солнца и распадаются на фрагменты, которые ветром носит туда-обратно. Рано или поздно микрочастицы где-то оседают. Как правило — в реках. А все реки впадают в океан.

Пока нет исследований на тему того, какая конкретно часть отходов попадает в океан из рек, известно только, что большая. В 2011 году калифорнийские ученые подсчитали: от 100 до 800 фрагментов пластика размером плюс-минус 5 мм плавают в каждом кубическом метре речной воды.

Почему с пластиком такие проблемы?

Потому что его производство постоянно увеличивается, а разлагается он столетиями. Когда мы выбрасываем банановые шкурки и прочие пищевые отходы, почве требуется от 10 дней до 1 месяца, чтобы полностью их переработать. Картон разлагается около года, бумага — два года. Пластиковые отходы не могут успеть разложиться: им нужно для этого более 100 лет. За это время солнце и ветер растащат их на частицы, которые в итоге окажутся в океане. С полиэтиленовыми пакетами всё еще хуже: меньше чем за 200 лет они не сгниют. А истреплются в клочья довольно быстро, после чего неизбежно попадут в реки и океан. Это — помимо того, что грустно выглядит, — еще и убивает морских животных и птиц: они принимают всё это за еду и умирают от желудочной непроходимости.

Экологи боятся, что к 2050 году пластика в океане будет больше, чем рыбы. Ученый Плимутского университета Ричард Томпсон доказал: микрочастицы пластика содержатся в каждой третьей рыбине

Что я-то могу с этим сделать? Меня самого бесят свалки, но куда от них деться?

Лучшее, что мы можем делать, — это сортировать мусор. Остатки еды, бумаги и картона складывать в бумажные пакеты и следить за тем, чтобы они в итоге оказались в земле: от этого всем будет только польза. Старые мобильники, лампочки и батарейки нужно собирать отдельно и сдавать в пункты приема, которых сейчас появляется всё больше. Так же и с пластиком: многие компании сегодня создают инфраструктуру для сбора пластиковых отходов. The Coca-Cola Company к 2030 году планирует собирать и перерабатывать столько же пластиковой тары, сколько выпускает в продажу.

К 2030 году стратегия The Coca-Cola Company #WorldWithoutWaste («Мир без отходов») поможет сформировать правильную инфраструктуру сбора отходов везде, где продается Coca-Cola

Почему бы вам просто не перестать использовать пластик?

Потому что мы реалисты и понимаем, что потребители не готовы от него отказаться: им проще взять одноразовый пакет в магазине и одноразовую бутылку с полки. Мы с 1969 года совершенствуем упаковку и разработали ту, которая разлагается быстрее. Мы создали экологичную упаковку PlantBottle — пластиковую бутылку, которая частично делается из растительного сырья. Такая биобутылка на 100% перерабатывается. Мы объединяем усилия с нашими партнерами. McDonald’s объявил, что будет теперь полностью перерабатывать все отходы, в том числе упаковку наших напитков. Ford делает из наших бутылок обшивку салонов автомобилей. Мы работаем с WWF, EMF, The Ocean Conservancy, Центром ООН по окружающей среде и другими организациями. В итоге к 2030 году ровно столько же пластика и жести, сколько мы выпускаем, мы соберем и переработаем.

Coca-Cola возглавляет индекс устойчивого развития Dow Jones: мы набрали 90 баллов из 100 по таким показателям, как экологичность производства, ответственность за окружающую среду, сокращение отходов, сохранение чистого воздуха и воды. Но мы хотим делать еще больше

У вас есть уже какой-то опыт в этом?

Мы очищаем воду на производствах и используем ее повторно для технических нужд, очищаем водные бассейны, а те, что уже иссушены, восстанавливаем и наполняем. Мы ежегодно инвестируем $300 млн в технологии очищения и в результате компенсировали 333,6 млрд литров воды и обеспечили чистой водой регионы, которые страдают от ее дефицита. В итоге мы восполнили природе 115% от всего объема воды, который из нее взяли. Стратегия #WorldWithoutWaste («Мир без отходов») основана на тех же принципах.