Если парашют нужен, чтобы затормозить падение, то параплан, пожалуй, самый доступный способ летать: несколько часов горизонтально парить над землей, набирать высоту и плавно менять направление. Почувствуйте себя орлом (ну или чайкой)!

Поймите, как устроен параплан

Параплан состоит из крыла и подвески.

Крыло — главная часть конструкции. Крылья различаются по жесткости, маневренности, скорости реакции на действия пилота. На старте важно выбрать правильное крыло, чтобы быстро всему научиться.

Подвеска, по сути, это рюкзак, в котором сидит или лежит пилот. С помощью системы ремней к подвеске крепятся стропы и подводятся клеванты — механизм управления машиной. Также там «спрятаны» парашюты, которые пилот выбрасывает, если что-то идет не так.

Всё вместе в стандартной комплектации весит около 15 кг. Параплан помещается в дорожную сумку, так что его легко брать в путешествия, тем более что на сборку агрегата уходит меньше 20 минут.

Парапланы делят по классам. Класс зависит от того, насколько сложно управлять крылом и насколько быстро (и сильно) оно реагирует на манипуляции клевантами. Самая простая и понятная — европейская классификация:

  • EN A. Учебный параплан. Он прощает типичные ошибки новичка, плавно реагирует на управление и сам выходит из опасного режима, если складывается на ветру. На таком можно летать без опыта или с минимальным налетом.
  • EN B. Комфортный параплан для людей с налетом 40 часов и больше. Налет — это ежегодное время в воздухе, а не сколько налетал пилот всего.
  • EN C. Парапланы для пилотов с налетом от 100 часов. Требуют мастерски точного управления.
  • EN D, или Competition. Для пилотов, чей налет составляет 200 часов и больше, а лучше вообще от 400 часов. Только для сверхопытных: права на ошибку практически нет.

Изучите основы

Начните с пробного полета в тандеме с инструктором — и сразу станет ясно, нравится ли вам параплан. Если да, придется изучить немало теории. Например, пилот должен отлично разбираться в метеорологии и аэродинамике, чтобы предсказывать изменения погоды во время полета и точно понимать, как движение воздуха действует на крыло параплана (и что с этим пониманием делать).

Смотрите видеоуроки на YouTube, регистрируйтесь в тематических сообществах, например на paraplan.ru, записывайтесь на теоретические курсы и побольше расспрашивайте наставника.

Тренируйтесь

Первое время — обязательно с инструктором. Десяти тренировочных часов обычно достаточно, чтобы освоить азы: поднимать крыло и управлять им на небольшой высоте.

Для тренировок, если они проходят не на парадроме, найдите безлюдное место. Подойдет холм с короткой травой, на котором можно разбежаться и, немного оторвавшись от земли, спланировать. Упражняйтесь только в хорошую погоду, с легким ветром — до 3–6 метров в секунду.

Как только начнете уверенно поднимать крыло и парить несколько десятков метров, контролируя полет и приземление, можно — с одобрения инструктора — пробовать более серьезные вылеты.

Купите слона параплан и кое-что еще

Если решили заниматься парапланеризмом самостоятельно, купить оборудование придется сразу. Это не велосипед и не серфинг — летать на крыле опасно, так что мало кто дает свое оборудование в аренду. Тем более новичку!

Достойный новый комплект стоит от 200 000 рублей. Хорошая новость в том, что для обучения он не нужен — разумнее выбрать б/у за 30 000 рублей. Первые крылья быстро приходят в негодность: рвутся о камни и разбиваются о землю во время тренировочной беготни и неудачных попыток поднять крыло. Чтобы купить подходящий комплект, посоветуйтесь с инструктором. У парапланеристов тесная тусовка и все знают, когда кто-то продает что-то приличное. Одного комплекта оборудования хватает на три года, если летать 50–60 часов в год.

Что еще понадобится:

  • шлем
  • высокие парапланерные или обычные трекинговые ботинки, чтобы не повредить ноги на посадке
  • перчатки — защищают руки от строп, согревают
  • удобная одежда на разную погоду
  • по желанию — вариометр, чтобы знать, где и как высоко летите.

Летайте!

Для парапланеризма не нужны особые условия. Им занимаются и в средней полосе России, и на юге, и даже в северных широтах на морозе. Главное условие — наличие ветра, который бы наполнял крыло воздухом и создавал подъемную силу.

Если ищете рельеф попроще, первые самостоятельные часы летайте в Краснодарском крае. От Анапы до Геленджика вдоль моря идут удобные для парапланеристов обрывы, дует постоянный бриз. Когда он упирается в отвесный берег, то уходит вверх — это самый «простой» ветер. Он дует предсказуемо, поэтому можно летать больше 5 часов подряд.

В средней полосе условия другие. Здесь парапланеристы вынуждены ловить восходящие потоки, которые в виде пузырей горячего воздуха отрываются от поверхности и «плывут» вверх. Называют такие потоки термичкой. Если же вокруг равнина, параплан заставляют взлетать с помощью лебедки или тянут на автомобиле, создавая искусственный поток воздуха.

Удачного ветра и лучших видов!

expert.png

Спасибо Артёму Воронову за то, что помог написать эту статью. Артём занимается парапланеризмом больше 6 лет, участвовал в международных соревнованиях и летал во время смерча (а это очень сложно)