Первый завод компании Coca-Cola в России открылся в 1994 году. Она привнесла свою образцовую культуру в сферу технологии пищевого производства страны и бесперебойно обеспечивает отличное качество собственной продукции. За более чем 20 лет стандарты усовершенствовались и сейчас охватывают каждый элемент производства — дизайн оборудования, линии розлива и упаковки, производственные и складские помещения, доставку. Подробно рассказываем, почему напитки Coca-Cola и их производство такие качественные.

Дезинфекция ультрафиолетом

Прежде, во времена СССР, в стране воду дезинфицировали исключительно с помощью хлора, но Coca-Cola сразу стала использовать для этого еще и ультрафиолет, потому что уже тогда было известно, что в случае ошибки при применении хлора образуются вредные для здоровья человека соединения.

Независимые лаборатории тестируют образцы от независимых компаний

Еще в 1990-х компания внедрила свою систему оценки качества продукции. Независимая компания покупала образцы продукции в магазинах и отправляла в независимую, одобренную головным офисом в Атланте лабораторию. Определялись органолептические свойства продукции (ее вкус и запах), микробиологические показатели, качество упаковки, достоверность кодировки. По итогам оценки ежемесячно выставлялся индекс качества и после отладки он всегда держался на уровне 99–100%. Позже в компании сертифицировали заводы по международной системе менеджмента качества и экологии. Сотрудники компании постоянно повышали свой профессиональный уровень и, если уходили в другие компании, становились амбассадорами этой культуры.

Аудиты по ответственности

Компания получила объединенный сертификат СМК и экологического качества ISO 9001/140001, причем сертифицированы все 10 заводов в России и головной офис. Важно, что сертифицируется вся система целиком: центральный офис разрабатывает процедуры, а потом они передаются заводам. Все заводы сертифицированы по международному стандарту пищевой безопасности FSSC 22000, а также по OHSAS 18001 (охрана труда). Раз в три года проходят аудиты по социальной и корпоративной ответственности. Речь идет об ответственности компании перед сотрудниками: как составлены графики работ, отпусков, как выстроены программы мотивации, а также об экологической безопасности — как мы управляем отходами. Сотрудники, кстати, с удовольствием сами участвуют в различных экологических инициативах. Помните, мы рассказывали и «Зеленых командах», и о Дне воды, и о многих других.

Всё сырье под контролем

Изначально всё сырье — сахар, преформы, крышки, банки — было импортное. Несмотря на то, что производитель давал сертификат качества на партию сырья, нам нужно было самостоятельно контролировать, по каким параметрам принимать, а по каким — нет, а также скоординировать действия поставщика, чтобы он забрал не прошедшее приемку сырье. Внедрялись требования к машинам доставки, к температурным условиям — ко всему. И в этом процессе участвовали все: отдел качества, закупки, юристы, склад, производство! А из глобального руководства The Coca-Cola Company время от времени приезжали сотрудники для проведения обучения.

Поставщики развиваются вместе с нами

Система Coca-Cola помогает поставщикам менять процессы, чтобы они соответствовали высоким требованиям. Поставщикам тоже выгодно перенимать технологии и подходы, потому что благодаря этому они стабильно получают контракты на отличных условиях. Компания проводит аудиты поставщиков, выявляет их области развития. Некоторым, наиболее перспективным, помогают в инвестициях, так как выгоднее воспитывать своих поставщиков, вкладываться в местное производство, чем везти сырье из-за границы. В результате мы уже много лет работаем с поставщиком сахара («Добринский сахарный завод»), поставщиками преформ («Алпла», «Ретал»), крышек («Берикап»), стеклянных бутылок («Русджам»), СО2 («Линде Газ»), банок («Рексам»). Они стали гигантами российского рынка и процветают и по сей день.

Более того, у компании есть спецификация на каждый вид сырья и процедура одобрения поставщиков, в рамках которой они проходят аудит, после которого они могут участвовать в тендере. Для уже одобренных поставщиков существует программа подтверждения соответствия стандартам.

Все стандарты едины

В компании единые стандарты, потому что у Coca-Cola должен быть один и тот же вкус и качество — независимо от того, в какой точке мира вы ее купили. Конечно, могут быть разные поставщики и различная маркировка на этикетке, ведь продукция должна соответствовать локальным государственным требованиям. В каждом регионе в составе службы качества есть SRA-отдел, который отслеживает требования локального законодательства и согласует их с требованиями компании.

Мировая GMP-культура на производстве

Coca-Cola внедряет GMP-культуру: есть регламенты, как должен быть одет человек в каждой из производственных зон, как часто он должен мыть руки и т.п. В критичных зонах с открытым доступом к продукту работают видеокамеры: это требования пищевой безопасности. По каждой позиции разработан план ввода в должность, включая инструктаж по охране труда. В течение первых 14 дней человек никогда не работает один. Также есть период ввода в позицию, когда с человеком работает наставник. На каких-то позициях он занимает 2–3 месяца, на других — 5–6 месяцев. Есть матрица навыков на заводах, по которой человек обучается. Через определенный период происходит аттестация приобретенных навыков. Программа действует в том числе и для менеджеров. В компании есть специальный конкурс на участие в программе менеджеров-стажеров, куда берут недавних студентов, отличившихся большим драйвом и способностями. В течение двух лет они изучают все производственные процессы и то, как руководить проектом. По итогам защиты проекта принимается решение: сотрудника берут на менеджерскую позицию либо отпускают, но у него остается сертификат о прохождении программы.

Стандарты постоянно пересматриваются

Стандарты регулярно пересматриваются, потому что меняется продуктовая линейка, а на нее, в свою очередь, влияет рынок. Например, сейчас актуальный тренд — велнес-питание. В компании отказались от консервантов в напитках, вложились в технологии специально для этого, сейчас уменьшается количество сахара (пример — Coca-Cola Zero). Компания делает и дальнейшие шаги, например, выпускает Sprite Fresh, запускает напитки с травами под брендом FUZETEA, а это — новые требования к оборудованию. Но благодаря организованной системе менеджмента качества пересмотр стандартов проходит в штатном режиме.