Социальные сети, такие как Facebook, ВКонтакте, LinkedIn, Twitter, абсолютно изменили способы, с помощью которых компании ищут — и находят — новых сотрудников.

— Раньше поиск новых сотрудников занимал очень много времени: приходилось бесконечно звонить по телефону и прилагать множество усилий для того, чтобы выяснить информацию о кандидате. Но всё это осталось в прошлом, — говорит Йозеф Бласко, глава HR-департамента Coca-Cola в России. — Теперь поиск нужных нам сведений занимает считанные минуты. Сегодня всё можно найти в интернете — в том числе и необходимую информацию о людях, которые желают у нас работать.

Двустороннее движение

Социальные сети породили доселе невиданное явление — новую модель независимого поиска работы.

social-networks1

— Вам больше не нужно знать никого внутри компании, чтоб получить приглашение на интервью, — уверяет Дэн Шойбель, управляющий партнер американской консалтинговой компании Millennial Branding. — После короткого поиска с помощью LinkedIn вы легко и просто можете выйти на ваших потенциальных нанимателей и сказать им: «Я хочу эту работу». Сегодня найм — дорога с двусторонним движением.

Такого же мнения придерживаются и российские работодатели. Многих сотрудников находят в «Моих кругах» или в специальных группах ВКонтакте.

— На самом деле нельзя полностью перенести свою активность из оффлайна в онлайн. Но многое стало действительно проще, — рассказывает Игорь Трофимов, креативный директор employer-брендингового агентства makelove. — Теперь рекрутеры в два счета могут узнать многое о жизни соискателя: с чем он чаще фотографируется — с бутылкой или книжкой, пишет ли в Twitter гадости о работодателе и сколько у него вообще друзей в соцсети. А уж о том, что смотреть портфолио и общаться с соискателями из удаленных регионов с появлением сети стало в разы удобнее, и говорить не приходится.

Резюме в режиме онлайн

Похоже, что классические резюме скоро совсем выйдут из моды —  для работодателя гораздо важнее, кем вы являетесь и что вы знаете и умеете делать. Умные кандидаты формируют свои личные бренды в сети, придавая весомость своим аккаунтам в LinkedIn с помощью ключевых слов и позиционируя себя в качестве лидеров мнений или экспертов в определенной области среди своих подписчиков и друзей.

Доказанный факт: люди, которые размещают в своем аккаунте в соцсетях статьи профессионального плана, повышают свои шансы на запрос от рекрутера в 10 раз!

Пользователи LinkedIn могут сделать свой аккаунт более привлекательным разными методами. Например, можно попросить людей из списка своих контактов подтвердить ваши знания в той или иной области, или, что еще лучше, написать вам рекомендацию. Обе эти функции LinkedIn могут выгодно подчеркнуть достоинства кандидата.

— Крайне важно то, что вы говорите о себе, — объясняет Шойбель. — Но еще важнее то, что другие люди говорят о вас. Процесс найма на работу больше не начинается с рукопожатия…  Сначала о вас соберут информацию в Google, а потом уже (если она не будет негативной) пригласят на интервью.

Делиться и объединяться

Создание широкой и глубокой системы связей — еще одно обязательное условие для успешного поиска работы. Участник сети LinkedIn с 500 связями гарантированно привлечет большее внимание рекрутера, нежели человек со 100 связями.

Это неудивительно. Чем больше у вас связей, тем больше усилий вы прилагаете для того, чтобы оставаться с людьми в контакте и выстраивать с ними отношения. К примеру, у Дэна Шойбеля 7 000 связей в LinkedIn. По его словам, главное — налаживать связи с людьми, которые знают нечто такое, чего не знаете вы, а также ясно понимать, что ценного вы можете дать людям, с которыми желаете наладить контакт.

Кадровики переходят в наступление

Социальные сети существенно поменяли и обратную сторону процесса — политику кадровых подразделений компаний. Недавнее исследование Jobvite среди HR-менеджеров и рекрутеров показало, что в 2012 году 92% респондентов использовали (или планировали это делать) соцсети для поиска талантливых кадров. Более того, 93% опрошенных искали подходящих для компании кандидатов в LinkedIn. Еще в 2010 году эта цифра составляла 78%. Также рекрутеры разыскивали профайлы кандидатов в Facebook и Twitter (66% и 54% соответственно).

Былые дни, когда объявление о поиске сотрудника размещалось в газетах и на обычных интернет-досках, и в надежде получить нужное надо было перелопатить гору совершенно неподходящих резюме, остались в прошлом. Теперь компании заранее ищут профессионалов, чьи опыт и умения кажутся им идеально подходящими для той или иной вакансии, и вступают в контакт с ними. А чтобы заинтересовать кандидатов, компании формируют собственные «бренды работодателей» в соцсетях, чтобы ознакомить потенциальных работников со своей корпоративной культурой. Причем делается это в достаточно неформальной форме — в ход идут блоги, видеоролики, приложения и много чего еще.

Работники становятся рекрутерами

Еще одна тенденция последнего времени: компании призывают своих сотрудников стать своего рода агентами нанимателя, к примеру, «расшаривая» объявления о вакансиях компании на своих страницах в социальных сетях. Всё объясняется просто: кандидаты, пришедшие на собеседование благодаря рекомендациям, имеют гораздо больше шансов быть нанятыми, а также дольше остаются в штате. Согласно исследованиям Jobvite, один из семи кандидатов, пришедших по рекомендации от сотрудника компании, получает работу, в отличие от одного из ста аппликантов, которые приглашаются на собеседование в общем порядке.

Пример из практики: глава одной крупной компании разослал всей своей команде по продажам письмо с просьбой прорекламировать карьерные возможности организации через социальные сети. В течение следующих суток сотрудники компании опубликовали 350 постов на LinkedIn, которые содержали в себе линк, ведущий на страничку с объявлениями о вакансиях в организации. Эти посты увидели 159 тысяч участников соцсети из более чем 40 тысяч компаний. В результате количество поданных от сотрудников компании рекомендаций для кандидатов на ту или иную должность возросло на 60%! Кстати, согласно исследованиям, кандидат, которого рекомендует сотрудник организации, имеет в 10 раз больше шансов быть принятым на работу!

Использование соцсетей также помогло компаниям сократить свои расходы на поиск новых сотрудников. К примеру, Сoca-Cola уменьшила затраты на рекрутинг во всем мире более чем на 50% за последние 4 года: расходы компании снизились с $15 млн в 2008 году до $7 млн в 2012-м. Сэкономленные таким образом $8 млн могут быть направлены на нужды маркетинга, инновационные или социальные проекты.

Словом, относитесь предельно внимательно к тому, что вы публикуете и с кем общаетесь в социальных сетях. Вполне возможно, что уже завтра вашу страницу будет просматривать работодатель вашей мечты!

________________________________

А где вы публикуете резюме? Какими социальными сетями пользуетесь? Напишите здесь свои комментарии. Может быть, именно ваш пост привлечет внимание HR-менеджеров Coca-Cola. Если вы хотите их опередить, вам сюда: все вакансии компании Coca-Cola