В завершение «Месяца технологий» на Journey мы вспоминаем открытия, которые позволили человечеству неслыханно увеличить производительность труда. Именно с этих изобретений начался современный головокружительный прогресс: его не остановить, с ним не договориться и за ним не уследить


Прядильная машина

Изобретатель: Джеймс Харгривс, Великобритания
Год изобретения: 1764
1 Бери больше, кидай дальше
Фото: GettyImages/Thinkstock

Прядильная машина «Дженни»

Появление такой, казалось бы, прозаической вещи, ознаменовало собой целую революцию в промышленности: именно тогда совершился переход от ручного труда к машинному производству. Более того, изобретение стало первой машиной в мире, которая послужила прообразом всех последующих механизмов и автоматов.
На протяжении нескольких тысячелетий пряжу, из которой потом делали ткани для одежды, создавали ручным способом при помощи веретена и прялки. Но однажды прялка упала на пол, по инерции продолжая прясть. Случилось это в доме ремесленника-ткача Джеймса Харгривса из Ноттингема. Джеймс задумался, немного покумекал — и сделал первую в мире прядильную машину, в которой использовал восемь веретен и одно прядильное колесо. Управлял работой прялки всего один человек, то есть производительность труда одним махом увеличилась в восемь раз! Машину изобретатель назвал «Дженни» в честь своей 6-летней дочери, нечаянно уронившей ту самую прялку, с которой всё началось.
Впрочем, счастья Харгривсу изобретение не принесло. Из-за того, что его машина лишила работы сразу восемь человек, бывшие друзья Джеймса сожгли его дом. Но прогресс было не остановить: уже через несколько лет прялка «Дженни» прочно вошла в обиход. Появились прялки с 80 веретенами, приводимые в действие водяными двигателями, а к  концу XVIII века в Англии насчитывалось уже более 20 тысяч самопрялок «Дженни».


Паровая машина

Изобретатель: Джеймс Уатт, Великобритания
Год изобретения: 1769
2 Бери больше, кидай дальше
Фото: GettyImages/Thinkstock

Джеймс Уатт за работой

Если изобретение прядильной машины было началом промышленной революции, то создание парового двигателя стало ее кульминацией.
До изобретения паровой машины человек использовал для нужд производства в основном водяные двигатели, поэтому все фабрики строились на берегах рек или плотин. Но после того, как механик университета Глазго Джеймс Уатт придумал двигатель, который вместо силы воды использовал энергию пара, у технического прогресса были развязаны руки. В течение 30 лет Уатт произвел и продал почти 500 паровых машин, а к 1810 году в Англии их насчитывалось уже 5 тысяч. Большинство из них работали на фабриках, повышая производительность труда в десятки раз. И да. Именно благодаря изобретению Уатта стало возможным появление паровоза в 1804 году и парохода — в 1807-м.
Интересно, что еще за 6 лет до изобретения Уатта точно такую же паровую машину построил в Барнауле механик Иван Ползунов. Екатерина II даже наградила его за это 400 рублями, но широкого распространения в России аппарат Ползунова не получил.


Электродвигатель

Изобретатель: Майкл Фарадей, Великобритания
Год изобретения: 1821
3 Бери больше, кидай дальше
Фото: GettyImages/Thinkstock

Майкл Фарадей

Физик-экспериментатор Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, позволяющее, по его словам, «перерабатывать магнетизм в электричество», и на его основе изобрел первый в мире электродвигатель. Это был провод, который вращался вокруг магнита. Сегодня такие чудеса нам показывают на уроках физики в 5-м классе, но для середины XIX века это был настоящий прорыв!
В 1834 году русский ученый Борис Якоби придумал, какую пользу может принести изобретение Фарадея. Он довел мощность электродвигателя до 550 Вт, а затем построил лодку с электромагнитным двигателем, испытав ее в 1839 году на Неве. Якоби усадил на борт 14 пассажиров и прокатил их против течения от Зимнего дворца до Летнего сада.


Комбайн

Изобретатели: Э. Бриггс и Э. Карпентер, США
Год изобретения: 1836
4 Бери больше, кидай дальше
Фото: GettyImages/Thinkstock

Комбайн (середина XIX века)

Если говорить проще, комбайн — это машина, которая умеет выполнять несколько операций одновременно. Он может быть лесозаготовительным, хлопкоуборочным, кухонным и вообще каким угодно. Раньше даже МФУ (принтер-сканер-ксерокс) называли комбайном. Однако первое, что возникает перед глазами при слове «комбайн», — это хлебоуборочный агрегат, увеличивший производительность труда сельскохозяйственных рабочих даже не в разы, а на несколько порядков.
Машину, которая сначала срезала колосья, затем обмолачивала их, а потом очищала зерно от шелухи, изобрели два фермера Бриггс и Карпентер. Первый комбайн не умел сам двигаться, поэтому его тащили 40 лошадей. Это было очень неудобно, поэтому «золотая эра» комбайнов началась лишь столетие спустя, когда появились механические двигатели. 


2 в 1: отбойный молоток и динамит

Изобретатели: Жермен Сомейе, Италия, и Альфред Нобель, Швеция
Годы изобретений: 1857 и 1869 соответственно
5 Бери больше, кидай дальше
Фото: GettyImages/Thinkstock

Отбойный молоток (конец XIX века)

Жермен Сомейе был инженером-горняком и руководил работами по прокладке Мон-Сенисского туннеля между Италией и Францией — первого железнодорожного туннеля в Альпах. В ходе работ Сомейе сконструировал и запатентовал специальный пневматический аппарат для дробления горных пород, названный им отбойным молотком. Но еще сильнее увеличил производительность труда горняков изобретенный в 1869 году Альфредом Нобелем динамит. Благодаря этим двум изобретениям 13-километровый туннель был построен в рекордные сроки и начал функционировать 17 сентября 1871 года.
У этих двух изобретений сложилась интересная судьба. Динамит Нобеля использовали и в строительстве, и в качестве оружия. А отбойный молоток у советского человека стал ассоциироваться с именем шахтера Алексея Стаханова, передовика производства, который с помощью этого агрегата превысил норму выработки в 14 раз. В связи с этим небывалым мировым рекордом в декабре 1935 года фотография Стаханова была  помещена на обложку журнала Time.
Ну а Нобель, как всем известно, завещал свое гигантское состояние, «выращенное» на динамите, на учреждение самой знаменитой в мире премии.


Конвейер

Изобретатель: Генри Форд, США
Год изобретения: 1913
6 Бери больше, кидай дальше
Фото: liftarn/Wikipedia.org

Конвейер на заводе Форда


Конвейер нельзя назвать научным или техническим изобретением. Скорее это инновация из области научной организации труда. Однако она повысила производительность фабрик как никакое другое изобретение ни до, ни после него. Если во многих случаях нередко находились люди, оспаривающие право изобретателя называться первооткрывателем, то идея массового поточного конвейерного производства целиком и несомненно принадлежит одному человеку — Генри Форду.
До внедрения конвейера заводы, на которых производились фордовские автомобили, выпускали 1700 машин в год. После того, как было введено полное конвейерное производство, их количество возросло до 10 тысяч в день! Процесс сборки автомобиля был разбит на мельчайшие операции. Один рабочий вставлял болт в отверстие, другой наживлял на него гайку, а третий эту гайку завинчивал. До Форда автомобиль считался признаком роскоши и показателем высокого статуса его владельца, и именно Форд, создавший простой, но надежный и дешевый народный автомобиль, показал, что машина не роскошь, а средство передвижения. Если в начале XX века в США один автомобиль приходился на 10 тысяч человек, то к 1930 году на машине ездил уже каждый пятый американец. Конечно, большинство этих автомобилей сошло с конвейеров Форда.