В Красноярске завершились Всемирные студенческие спортивные игры. Одним из популярных сувениров Универсиады в 2019 году стали варежки, связанные жителями трех домов-интернатов. Рассказываем, кто и зачем их вязал.

Сергею Трункову из Климовска 45 лет. Он вырос в детском доме, а сейчас живет в Климовском интернате для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями — и любит вязать с юных лет. Мастер создал уже около тысячи вещей на продажу, в подарок и для конкурсов.

В конце февраля 2019 года, сидя в холле интерната, он заканчивал очередную пару розовых варежек — для Универсиады-2019 в Красноярске. На одну рукавицу уходило не больше часа.

Вместе с Сергеем вязали его соседи, среди них — 62-летняя Ирина Ермошина. Она тоже рукодельничает с детства, ее научил отец-рыбак — вместе они плели сети. Сейчас Ирина вяжет куклы, как она говорит, «с характером!». Они расходятся по больницам и благотворительным ярмаркам, а вырученные средства мастерица отдает нуждающимся семьям.

От кукол Ермошину отвлекли только варежки для участников и гостей Студенческих игр. Во время работы они с Трунковым даже не смотрели на спицы — разговаривали, смеялись, смотрели телевизор. А через неделю в новостях показали их варежки.

Варежки вместо значков и магнитов

Универсиаду открыл первый в российской истории инклюзивный хоккейный матч. В нем за шайбу боролись и профессиональные спортсмены, и подростки с особенностями развития, и местные бизнесмены. Всем его участникам вручили варежки из шерсти сибирских лаек. Эта порода собак стала символом Универсиады.

Представители Системы Coca-Cola в России - официального партнера Зимней Универсиады-2019 и организатора кампании #МожетКаждый, в рамках которой были созданы варежки, говорят, что специально решили отказаться от привычных сувениров на этом мероприятии.

— Мы хотели дать возможность людям с особенностями развития почувствовать себя участниками важного спортивного события. А в Красноярске очень холодно. Рукавицы, сделанные специально для Универсиады, — это символ сибирского гостеприимства, — рассказывает Ольга Суроткина, лидер проекта «Универсиада-2019» от Системы Coca-Cola в России

Одних отвлекли от грустных мыслей, других — согрели

— Жители интернатов любят вязать, это правда. Вязанию быстро учатся, и люди сразу видят результат своего труда. Для некоторых жителей это еще и заработок. И конечно, ручная работа помогает отвлечься от грустных мыслей. Поэтому наши жители с радостью откликнулись на призыв организаторов кампании #МожетКаждый. Всего за 2 недели мы связали больше 100 пар, — рассказывает директор дома-интерната в Климовске Александр Ханжий.

На Универсиаде-2019 варежки быстро стали популярны. Их подарили и волонтерам, и спортсменам с особенностями развития, которые приняли участие в первом в истории Зимней универсиады хоккейном юнифайд-матче,и суперзвезде НХЛ Максиму Галанову, и губернатору Красноярского края. Обладательницей рукавиц стала и начинающая журналистка из ЮАР Лайкин Рудольф. Она приехала на Студенческие игры, чтобы учиться освещать спортивные мероприятия и увидеть «настоящую зиму».  Варежкам обрадовалась: «Теплые, здесь в них хорошо!» А когда Лайкин узнала, кто их связал, добавила: «Вот это история! Теперь мне будет еще теплей».

Кто это всё придумал и зачем

Кампанию #МожетКаждый придумала и проводит  Система Coca-Cola в России. Затем, чтобы доказать и показать, что:

— Спасти планету может каждый. Компания организовала на Универсиаде информационную кампанию в поддержку раздельного сбора отходов. И предложила жителям и гостям Красноярска рассказать о своем опыте ответственного потребления, за что можно было получить браслеты из переработанного пластика.

— Стать участником крупного спортивного события может каждый. Например, сделать сувенир для его участников своими руками (о чем мы уже писали выше).

 Поучаствовать в соревнованиях может каждый. В рамках Студенческих игр Coca-Cola в России организовала первый хоккейный юнифайд-матч, когда профессиональные спортсмены, а также бизнесмены и чиновники сыграли вместе с особенными людьми. Сыграли, кстати, вничью.

expert.png

— Мы хотели сделать Универсиаду всероссийской, а не локальной красноярской. И вовлечь особенных людей, ведь инклюзивность (равные возможности для каждого) — важное направление деятельности компании. Тогда родился этот символ: варежки = дарить тепло. Кроме того, в Сибири есть традиция — добавлять в пряжу собачью шерсть. А лайка — как раз символ Универсиады, в общем, всё сложилось!
Потом мы нашли фонд, который помог нам подобрать интернаты с кабинетами труда, где учат вязать. Мы связались с каждым интернатом и договорились, кто сколько варежек свяжет. Затем съездили туда, чтобы забрать готовые сувениры и сказать спасибо всем, кто нам так помог.

Самое главное, что в итоге мы не просто вручили сувениры, но рассказали об их истории, которой все участники Игр сильно прониклись. Думаю, это ценное знание — о том, что у всех нас равные возможности — мы смогли его сделать чуть более доступным и понятным.

— Марина Мокина, руководитель пресс-службы компании Coca-Cola HBC Россия по Сибири и Дальнему Востоку

Университетские Игры года прошли в Красноярске со 2 по 12 марта 2019 года и собрали 680 000 зрителей и 3000 спортсменов. 20 из них, впервые за историю Игр, были люди с особенностями развития.