Поздравляем — у вас новое хобби. Поначалу зарабатывать писательским трудом не выйдет: придется творить в свободное от работы время. И много: Стивен Кинг советует подождать, пока автор напишет 600 рассказов, прежде чем делать выводы, насколько тот хорош. Так чего же мы ждем?

Решите, как и о чем писать

Микеланджело Буонарроти говорил, что искусство скульптора состоит в том, чтобы взять кусок мрамора и отсечь лишнее. С писательским ремеслом всё примерно так же. Первым делом сформулируйте для себя идею — то, что хотите сказать миру. Идеально, если произведение впишется в тренды: решения издательств напрямую зависят от статистики продаж аналогичной литературы. Условно книги делят на две категории:

  • Художественные. В топе — детские сказки: книги о Гарри Поттере разошлись тиражом 500 млн экземпляров, и это не предел. А книги Макса Фрая российские школьницы читают запоем уже лет 20. Взрослые раскупают сентиментальную прозу вроде «Есть, молиться, любить» или серию о Бриджит Джонс. И конечно, детективы: они как джинсы — всегда в моде. Однако эти жанры редко получают серьезные профессиональные награды: высокую литературу делает качественная проза. Чтобы добиться успеха, необязательно начинать писать с юности и учиться в литературном институте. Людмила Улицкая, биолог по образованию, опубликовала первую книгу в 50 лет. Сейчас книги Улицкой переведены на 30 языков мира, она награждена премиями «Большая книга» и «Русский Букер».
  • Нон-фикшн. Это вся невымышленная литература: от рецептов и тренингов личностного роста до научных трудов. В деловом издательстве «Манн, Иванов и Фербер» говорят, что самые востребованные темы во «взрослом» сегменте — творческое мышление («Кради как художник» Остина Клеона), саморазвитие («Взлом креативности» Майкла Микалко) и правильное питание («Здоровье начинается с правильной еды» Мелиссы и Далласа Хартвиг). Детям интересно читать об автомобилях, динозаврах, космосе, животных, истории Древнего мира. Потенциально в МИФе готовы издавать детские книги по программированию, робототехнике и инженерному творчеству, но пока нет авторов, которые увлекательно и живо пишут на эти темы. Может быть, это вы? Еще одна актуальная область нон-фикшн — биография. Например, любимая предыдущими поколениями серия «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» снова издается. Только за 2015 и 2016 годы вышло более 30 новых биографий.

С чего начать в художественной литературе

489982168

Фото: istock/gettyimages.ru


Для старта идеальны рассказы: малый жанр поможет найти собственный стиль. Написав рассказ, отправьте его в редакции журналов — возможно, его опубликуют, то есть тебя признают писателем. Также стоит отправить рассказ на литературный конкурс. Молодые премии Дмитрия Горчева и «Лицей» с большим вниманием относятся к рассказам начинающих авторов. Для детской литературы наиболее демократичным и независимым конкурсом считается премия «Книгуру». Если рассказ или повесть попадет в лонг- или шорт-листы, а уж тем более станет лауреатом конкурса, шансов опубликовать работу будет гораздо больше. Выбирая премию, изучите состав организаторов и членов жюри конкурса — серьезная команда профессионалов гарантирует репутацию и самой премии, и ее участникам. Также выкладывать произведения можно на своем сайте, в соцсетях или на Proza.ru. Некоторые коммерчески успешные писатели начинали как раз с того, что размещали рассказы и главы романов в собственных блогах, например, Наринэ Абгарян, российская писательница армянского происхождения. Автобиографическая история о девочке Манюне заинтересовала писательницу Лару Галль, которая помогла Наринэ Абгарян связаться с издательством «Астрель-СПб». После чего трилогия про Манюню была удостоена премии «Рукопись года», книга возглавила топ-продаж магазина «ЛитРес», по ней поставлены спектакли.
Итак, если вы решили писать прозу, тренируйтесь на рассказах: возможно, они сложатся в сборник, который и станет вашей первой книгой. Показать эту книгу можно литературному коучу. Профессиональный литературный критик или редактор поможет отшлифовать язык и стиль произведения, убрать лишнее, подготовить работу к публикации. А параллельно читайте труды, авторы которых рассказывают, как оттачивать мастерство:

С чего начать в области нон-фикшн

524889790

Фото: istock/gettyimages.ru


Станьте признанным экспертом в своей сфере и пишите о том, в чем разбираетесь, кем бы вы ни были: журналистом, археологом, бизнес-тренером или художником.  Эдвард Бернейс создал «Пропаганду», когда уже был «отцом общественных отношений». А Максим Ильяхов сначала стал светочем инфостиля Всея Руси и лишь после взялся за учебник по редактуре «Пиши, сокращай».
Если вы уже эксперт в своем деле — садитесь за книгу. Или поступите аккуратнее: напишите рассказ о себе, а также первую главу и план книги с описанием каждой главы. Разошлите файлы по деловым издательствам: возможно, кто-то заинтересуется вашим предложением и попросит закончить рукопись. Здорово, если вы ведете раскрученный блог имени себя — издатели такое любят. И еще: чтобы подстегнуть творческий процесс, прочитайте книгу “How to Write a Nonfiction eBook in 21 Days” (Steve Scott). Или послушайте лекции профессионалов, которые расскажут о законах создания успешной книги в области нон-фикшн.

Найдите издательство

518703630

Фото: istock/gettyimages.ru


Когда книга написана, надо ее опубликовать. «Манн, Иванов и Фербер» и «Альпина Паблишер» издают нон-фикшн, «Эксмо», «Росмэн» и «АСТ» — художественную литературу. Обратите внимание и на небольшие издательства: им чаще, чем гигантам издательского рынка, интересны новые авторы и необычные идеи. Полный список издательств есть в «Википедии». Хорошо, если вашу работу порекомендует критик или редактор — с ними можно познакомиться на литературных курсах. Но даже если таких знакомых нет, смело рассылайте рукопись и долго ждите: на оценку произведения издательства тратят от месяца до года. Если текст одобрят, потом еще столько же времени вы будете работать с редактором: скорее всего, он попросит переписать часть книги, а потом внесет собственные правки (увы). Что касается денег, то, по словам Сергея Турко, главного редактора «Альпины Паблишер», издательство выплачивает гонорар в виде роялти — процента от прибыли с каждого проданного экземпляра (обычно 10%). В художественной литературе новым авторам предлагают фиксированный гонорар — около 30 000 рублей за книгу, а роялти платят только популярным писателям. Для тех, у кого нет сил ждать, работают сервисы самиздата вроде Ridero или Bookscriptor. Такие виртуальные издательства хороши тем, что позволяют выпустить книгу в том виде, в каком хочет видеть ее автор, без вмешательства редакторов (но лучше всё же воспользоваться услугами дизайнера и корректора). При этом ваше произведение в электронном и печатном видах появится во всех известных магазинах: от Ozon и Bookmate до Amazon и Google Play. Размер роялти вы устанавливаете сами. И не расстраивайтесь, если поначалу что-то пойдет не так. В 1997 книгу «Гарри Поттер и философский камень» выпустили тиражом всего 500 экземпляров, а что было потом — вы знаете. Легкого пера, щедрых издателей и преданных читателей!

4-logo-tarelka.png

Спасибо редактору сайта литературных мастерских Creative Writing School Юлии Виноградовой за помощь в подготовке публикации.